Царь Соломон в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина»
Анна Дмитриевна Еськова
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2014-03-13
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается функционирование в романе
Горького имени Соломона и трех выражений, связанных с этим библейским
персонажем: Песнь Песней, «Во
многоглаголании несть спасения», «плоть сытая и соты медовые отвергает, а
голодной душе и горькое – сладко». Анализируются преобразования семантики указанных единиц, их функции в произведении (в частности – функция речевой
характеристики действующего лица). Предлагаются способы описания данных библеизмов
в «Идеологическом словаре» романа.
Тезисы
Библеизмы в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина», как правило,
используются при характеристике современной общественной ситуации. Так, в речи
Диомидова слова Соломона призывающие к воздержанию, умеренности и трезвости ума:
«Плоть сытая и соты медовые отвергает, а голодной душе и горькое – сладко» (преобразованная
цитата из книги Притчей) употреблены персонажем по отношению идеям социалистов. Ср. далее: «И вот студенты и разные
недоучки, медные головы, честолюбцы и озорники, которым не жалко вас, напояют
голодные души ваши, которым и горькое – сладко, скудоумными выдумками о
каком-то социализме, внушают, что была бы плоть сыта, а ее сытостью и душа
насытится... Нет! Врут!» В реплике Диомидова плоть и душа подчеркнуто
противопоставлены, а в первоисточнике это почти синонимы. Возможно, душа значит здесь не только ‘жизнь’, но
и ‘чрево’. Подобного рода информация приводится в комментарии к словарной
статье.
Выражение «Песнь Песней» встретилось в приведенных Дьяконом словах Гейне:
«А господин Лейбниц, который пытался доказать, что-де бытие зла совершенно
совместимо с бытием божиим и что, дескать, совместимость эта тоже совершенно и
неопровержимо доказуется книгой Иова, – господин Лейбниц – не более как чудачок
немецкий. И прав не он, а Гейнрих Гейне, наименовав книгу Иова «Песнь песней
скептицизма». Ср.: «Книга Иова – представляет собой
Песнь Песней скептицизма, и ужасные змеи шипят и свистят в ней свое вечное: “почему?”»
(Гейне, 1854).
Дьякон имеет в виду трактат Г. Лейбница
«Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла» (1710), где, в частности, книга Иова упоминается как
пример теодицеи. В этой библейской книге ярко выражена идея непостижимости для
человека божьего замысла о нем.
В «Идеологическом словаре» библеизмы рассматриваются на фоне
церковно-славянской и русской традиции, учитывается их фиксация в толковых
словарях.