От когнитивного пролетариата – к зомби-пролетариату: зомби против глобального мирового порядка
Дмитрий Юрьевич Голынко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
кинозал
2014-03-13
18:20 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
На материале кинематографа 2000–2010-х
годов («Земля мертвых», «Дневники мертвецов», «Выживание мертвецов»
и «Безумцы» Джорджа Ромеро, «Тепло наших тел» Джонатана Ливайна и «Ходячие
мертвецы» Фрэнка Дэрабонта) рассматриваются эволюция образа зомби с точки зрения теории биополитики и биовласти. Трансформация образа
зомби показывается во взаимосвязи с глобальными кризисными процессами, определяющими инфраструктуру современного когнитивного капитализма. В докладе вводится понятие «зомби-пролетариата», который борется против нового мирового порядка, построенного на повсеместном насилии биовласти.
Тезисы
Биополитика зомби – один из наиболее острых аспектов
биополитики (науки об администрировании жизни, которая разработана в
книгах Мишеля Фуко, Джорджо Агамбена, Паоло Вирно и Антонио Негри). Зомби пережили момент биологической смерти,
полностью утратили эмоционально-волевую сферу, психологические мотивации и
субъективные особенности, но при этом продолжают физически бодрствовать в виде разложившихся
трупов. Зомби представляет собой необратимое исключение из символического, социального и биологического порядка. Фигура зомби
противостоит повсеместно рассеянным практикам ежесекундного насилия,
осуществляемого биовластью. Зомби – чуть ли не единственное, что не может быть присвоено биовластью и что не
удается полностью включить в сферу биополитического производства. Зомби
отлучены от всех юридически-правовых норм и институтов власти, но при этом
вторгаются внутрь капиталистического символического порядка, угрожая обрушить
или, по крайней мере, расшатать его основания. В
кинематографе второй половины 2000-х и начала 2010-х гг. живые мертвецы сплачиваются в политизированный
зомби-пролетариат. Он занят
ожесточенной борьбой против новых форм биовласти, образующихся под
воздействием кризисных явлений и феноменов современного когнитивного капитализма. Пролетарское «сознание» и готовность оказать консолидированное сопротивление
цифровому капитализму зомби приобретают в «Земле мертвых» Ромеро (2005). Биополитическая фигура зомби и образуемые
зомби протестные «неопознаваемые сообщества» сегодня ассоциируются с новым прекарным классом
(термин Гая Стэндинга). Зомби выступают радикализированной формой когнитивного
пролетариата, который подвергается гиперэксплуатации и абсолютно социально
незащищен в условиях «экономики знаний» и господства «креативных индустрий». Будучи
манифестацией тотального и необратимого исключения, зомби в современном кинематографе указывают на
важнейшие и неразрешимые антагонизмы всей системы когнитивного
капитализма и обусловленной им экономики знаний.