XLIII Международная филологическая научная конференция

От когнитивного пролетариата – к зомби-пролетариату: зомби против глобального мирового порядка

Дмитрий Юрьевич Голынко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

кинозал
2014-03-13
18:20 - 19:00

Ключевые слова, аннотация

На материале кинематографа 2000–2010-х годов («Земля мертвых», «Дневники мертвецов», «Выживание мертвецов» и «Безумцы» Джорджа Ромеро, «Тепло наших тел» Джонатана Ливайна и «Ходячие мертвецы» Фрэнка Дэрабонта) рассматриваются эволюция образа зомби с точки зрения теории биополитики и биовласти. Трансформация образа зомби показывается во взаимосвязи с глобальными кризисными процессами, определяющими инфраструктуру современного когнитивного капитализма. В докладе вводится понятие «зомби-пролетариата», который борется против нового мирового порядка, построенного на повсеместном насилии биовласти.

Тезисы

Биополитика зомби – один из наиболее острых аспектов биополитики (науки об администрировании жизни, которая разработана в книгах Мишеля Фуко, Джорджо Агамбена, Паоло Вирно и Антонио Негри). Зомби пережили момент биологической смерти, полностью утратили эмоционально-волевую сферу, психологические мотивации и субъективные особенности, но при этом продолжают физически бодрствовать в виде разложившихся трупов. Зомби представляет собой необратимое исключение из символического, социального и биологического порядка. Фигура зомби противостоит повсеместно рассеянным практикам ежесекундного насилия, осуществляемого биовластью. Зомби – чуть ли не единственное, что не может быть присвоено биовластью и что не удается полностью включить в сферу биополитического производства. Зомби отлучены от всех юридически-правовых норм и институтов власти, но при этом вторгаются внутрь капиталистического символического порядка, угрожая обрушить или, по крайней мере, расшатать его основания. В кинематографе второй половины 2000-х и начала 2010-х гг. живые мертвецы сплачиваются в политизированный зомби-пролетариат. Он занят ожесточенной борьбой против новых форм биовласти, образующихся под воздействием кризисных явлений и феноменов современного когнитивного капитализма. Пролетарское «сознание» и готовность оказать консолидированное сопротивление цифровому капитализму зомби приобретают в «Земле мертвых» Ромеро (2005). Биополитическая фигура зомби и образуемые зомби протестные «неопознаваемые сообщества» сегодня ассоциируются с новым прекарным классом (термин Гая Стэндинга). Зомби выступают радикализированной формой когнитивного пролетариата, который подвергается гиперэксплуатации и абсолютно социально незащищен в условиях «экономики знаний» и господства «креативных индустрий». Будучи манифестацией тотального и необратимого исключения, зомби в современном кинематографе указывают на важнейшие и неразрешимые антагонизмы всей системы когнитивного капитализма и обусловленной им экономики знаний.