XLIII Международная филологическая научная конференция

Трудности, возникающие в процессе формировании навыков и умений аудирования у студентов из КНР при обучении их английскому языку

Виктория Леонидовна Малышева
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 12, Административный корпус
2014-03-13
17:30 - 17:45

Ключевые слова, аннотация

В статье ставится задача рассмотреть особенности обучения аудированию студентов из КНР. Раскрываются основные трудности, к числу которых, прежде всего, относятся особенности восприятия англоязычного фонетического материала, а также ритмико-интонационные различия английского и китайского языков. Особое внимание уделяется системе формирования механизмов аудирования, а также упражнениям, которые рекомендуется дополнительно включить в общую систему.

Тезисы

Сформированность навыков и умений аудирования является одним из необходимых условий успешного межкультурного общения, так как неспособность воспринимать и понимать устную речь существенно его затрудняет.
Поэтому столь важным представляется уделить особое внимание аудированию на начальном обучения студентов из КНР.
Несмотря на множество разработанных пособий для обучения данному виду речевой деятельности, возникает ряд трудностей, которые прежде всего обусловлены именно различиями китайского и английского языков. Так, преподавателю необходимо учитывать  наличие в китайском языке 4 тонов произношения гласных звуков, которые несут смыслоразличительную функцию; носителям английского языка свойственно ускорять темп речи на безударных слогах и замедляться лишь на ударных – подобные различия  препятствуют корректному восприятию интонирования и логического ударения, свойственных англоязычной речи.
Формируя навыки и умения аудирования, преподавателю следует уделять особое внимание подбору фонетического материала, так как студенты из КНР испытывают трудности в восприятии некоторых гласных и согласных фонем (например, «r» и «l»), а также принимать во внимание тот факт, что в китайском языке значительно меньше гласных фонем, что влечёт за собой, например, трудности в распознавании на слух «sheep – ship, pool – pull».
Дополнительными усложняющими факторам являются такие лингвистические явления, как элизия и редукция.
Формируя навыки и умения аудирования, преподаватель должен сформировать у обучающихся знания о существующих различиях с английским языком, что позволит студентам осознанно справляться с подобными трудностями.
Особое внимание среди психофизиологических механизмов аудирования следует уделять механизму артикулирования. Помимо «внутреннего проговаривания» студенты стараются многократно повторить представленный им материал, что преподавателю следует поощрять, и использовать многократное групповое и идивидуальное повторение как мощный инструмент в обучении аудированию.