Современный русский кинокомикс: особенности организации пространства (на материале фильма «Майор Гром: Чумной доктор», реж. О. Трофим, 2021)
Ксения Андреевна Савицкая
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Настоящий доклад посвящен исследованию особенностей выбора
места действия и организации пространства в кинокомиксе в рамках современного
российского кинематографа. В качестве материала для работы была выбрана
кинокартина 2021 г. «Майор Гром: Чумной Доктор», снятая по мотивам
одноименной серии комиксов издательства Bubble.
Тезисы
Ключевые слова: кинокомикс; экранное пространство;
медиапространство
Феномен кинокомикса считается сравнительно новым в рамках современного российского кинематографа, в особенности по сравнению с американской традицией экранизаций по мотивам графических романов. Фильм «Майор Гром: Чумной Доктор», снятый по одноименной серии комиксов издательства Bubble, служит наиболее характерным примером отечественного кинокомикса, который подхватывает заложенную американским кинематографом традицию комиксовых экранизаций, что в первую очередь касается выбора места действия в рамках мифологической нарративной структуры, присущей жанру [Цыркун, 2014]. Так, анализируя пространство внутри кинокартины «Майор Гром: Чумной Доктор», по-прежнему можно проследить движение главного персонажа по пути героя [Кэмпбелл, 2006], от периферии к центру и между локациями мест преступления, что характерно уже для жанра детектива, в сторону к «логову злодея».
В то же время современный российский кинематограф не ограничивается повторением заданных зарубежными традициями моделей при насыщении их отечественным колоритом. Помимо переложения чисто сюжетной составляющей кинокомикса, уже заложенной в первоисточнике, на локальный, российский контекст, происходит трансформация места действия, то есть происходят изменения в организации пространственного образа протагониста и противоположного ему пространственного образа антагониста. Целью данного исследования было выявить особенности этого качественного преобразования и проследить, каким именно образом место действия влияет на формирование образов протагониста и антагониста.
В результате, можно говорить о том, что в рамках кинокомикса «Майор Гром: Чумной Доктор» произошло смещение плоскости конфликта между антагонистом и протагонистом за счет изменения пространственного образа антагониста, а именно его переход в медиапространство. Наличие этого изменения также подтверждается раскрытием темы медиапространства в последующих частях франшизы.
Литература:
Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. СПб., 2006.
Цыркун Н. А. Американский кинокомикс. Эволюция жанра. М., 2014.
Феномен кинокомикса считается сравнительно новым в рамках современного российского кинематографа, в особенности по сравнению с американской традицией экранизаций по мотивам графических романов. Фильм «Майор Гром: Чумной Доктор», снятый по одноименной серии комиксов издательства Bubble, служит наиболее характерным примером отечественного кинокомикса, который подхватывает заложенную американским кинематографом традицию комиксовых экранизаций, что в первую очередь касается выбора места действия в рамках мифологической нарративной структуры, присущей жанру [Цыркун, 2014]. Так, анализируя пространство внутри кинокартины «Майор Гром: Чумной Доктор», по-прежнему можно проследить движение главного персонажа по пути героя [Кэмпбелл, 2006], от периферии к центру и между локациями мест преступления, что характерно уже для жанра детектива, в сторону к «логову злодея».
В то же время современный российский кинематограф не ограничивается повторением заданных зарубежными традициями моделей при насыщении их отечественным колоритом. Помимо переложения чисто сюжетной составляющей кинокомикса, уже заложенной в первоисточнике, на локальный, российский контекст, происходит трансформация места действия, то есть происходят изменения в организации пространственного образа протагониста и противоположного ему пространственного образа антагониста. Целью данного исследования было выявить особенности этого качественного преобразования и проследить, каким именно образом место действия влияет на формирование образов протагониста и антагониста.
В результате, можно говорить о том, что в рамках кинокомикса «Майор Гром: Чумной Доктор» произошло смещение плоскости конфликта между антагонистом и протагонистом за счет изменения пространственного образа антагониста, а именно его переход в медиапространство. Наличие этого изменения также подтверждается раскрытием темы медиапространства в последующих частях франшизы.
Литература:
Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. СПб., 2006.
Цыркун Н. А. Американский кинокомикс. Эволюция жанра. М., 2014.