XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Школьные сочинения как объект социолингвистического описания

Надежда Владимировна Дудина
Докладчик
студент 3 курса
Северный (Арктический) федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе проанализирован корпус итоговых школьных сочинений, выделены основные элементы, позволяющие признать эти тексты объектом социолингвистического описания — дискурсом. Основной целью исследования является анализ речевых стратегий, используемых школьниками, и оценка их речевой компетенции. Предметом исследования стали школьные сочинения и экспертные рецензии к ним. Результаты исследования могут быть полезны педагогам для оценки речевой компетенции учеников и разработки методических стратегий ее улучшения.

Тезисы

Ключевые слова: дискурс; речевая компетенция; школьное сочинение

Корпус школьных сочинений как объект социолингвистического описания изучен, на наш взгляд, недостаточно, что обусловливает новизну данного исследования. Было проанализировано двадцать итоговых сочинений одиннадцатиклассников и экспертные рецензии к ним. В рамках проводимого исследования освещается вопрос о принадлежности текстов школьных сочинений к особому типу дискурса.
Дискурс понимается нами как письменный или устный вербальный продукт коммуникативного действия и рассматривается как социолингвистическое явление (в соответствии с пониманием В. И. Карасика [Карасик, 2016]). Вопрос о том, можно ли считать тексты школьных сочинений дискурсом, представляется дискуссионным. С одной стороны, этот объект обладает основными признаками дискурса, выделенными Карасиком. К этим признакам относятся: наличие участников коммуникации, имеющиеся у них частные цели и способы их достижения (стратегии и тактики), выделяемые лингвокультурологические концепты, а также уникальные коммуникативные формулы. С другой стороны, задача школьного сочинения — продемонстрировать умение создавать письменный текст, формулируя собственную позицию в отношении актуальных нравственных вопросов, в то время как, по мнению ряда исследователей (напр., Э. Бенвениста), важнейшим признаком дискурса является возможность с помощью языка управлять поведением адресата.
В ходе исследования были выделены основные элементы текстов школьных сочинений, позволяющие признать эти тексты объектом социолингвистического описания, — дискурсом.
Были также подтверждены выводы, сделанные в работе Л. О. Бутаковой [Бутакова, 2016]:
1) в школьных сочинениях представлены стереотипные когнитивные, коммуникативные, семантические стратегии;
2) прослеживается влияние интернет-дискурса на тексты школьных сочинений, свидетельствующее о приближении письменной речи школьника к разговорной.

Литература:
Бутакова Л. О. Языковая способность и речевая компетенция школьников: анализ сформированности когнитивных механизмов // Вестник ВолГУ. Серия 2, Языкознание. 2016. Т. 15. №4. С. 40—52.
Карасик В. И. Дискурсивное проявление личности // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2016. Т. 20. №4. С. 56—77.