Трансформация поэтики Д. Кнута 1930-х гг.: формальный и функциональный тезаурусы
Кирилл Александрович Шубин
Докладчик
магистрант 2 курса
НИУ ВШЭ
НИУ ВШЭ
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен позднему творчеству Д. Кнута: рассматривается лексика поэтических сборников «Парижские ночи» (1932), «Насущная любовь» (1938) и цикла «Прародина». Чтобы изучить трансформацию художественного мира поэта, отдельно для каждой группы текстов были составлены формальные и функциональные тезаурусы, включившие все полнозначные слова. После сопоставления результатов обнаружилось, что в сборнике «Насущная любовь» лексика всех разрядов используется для создания образов субъекта и адресата, тогда как в «Парижских ночах» и «Прародине» акцент смещается на абстрактные понятия и природу.
Тезисы
Ключевые слова: формальный тезаурус; функциональный тезаурус; Д. Кнут
В докладе рассматривается позднее творчество Д. Кнута (1900—1955), а именно поэтические сборники «Парижские ночи» (1932), «Насущная любовь» (1938) и цикл стихотворений «Прародина». В 1930-е гг. к сборникам Кнута относились неоднозначно: критики, одобрив «Парижские ночи», холодно отозвались на «Насущную любовь». Разная реакция критики предполагает изменение стиля, который мог изменяться, не выходя за рамки неоклассической эмигрантской поэзии 1930-х гг. Чтобы исследовать трансформацию поэтики Кнута, сосредоточимся на его лексике. Новизна исследования обусловлена малоизученностью языка поэзии первой волны эмиграции и тем, что творчество поэта нуждается в переосмыслении: последние монографии о нем появились 20 лет назад. Нами были составлены формальный и функциональный тезаурусы, в которые включены все полнозначные слова из текстов Кнута 1930-х гг. Тезаурусы позволяют выявить систему художественного мира автора, а сопоставив их, можно продемонстрировать ее развитие. В докладе мы опираемся на исследование М. Л. Гаспарова [Гаспаров, 1995]. В формальном тезаурусе, следуя классификации ученого, выделяем следующие разряды: «общие понятия», «неживая природа», «живая природа», «человек телесный», «человек духовный», «человек общественный», «человек деятельный», «вещи». В функциональном тезаурусе к предложенным Гаспаровым разрядам «общие понятия», «я», «ты», «мы», «окружение» был добавлен разряд «природа». В результате подсчетов выяснилось, что в формальном тезаурусе «Парижских ночей» чаще всего встречаются слова из «общих понятий» и «человека духовного» (каждый из разрядов содержит 21—22% от общего числа слов), за которыми следует «человек деятельный» (15%). В «Насущной любви» разница между разрядами возрастает: лексика «человека духовного» (32%) встречается гораздо чаще слов из «общих понятий» и «человека деятельного» (17—18% каждый). В функциональной классификации слова́ из разрядов «окружение» и «природа» почти исчезают: они используются исключительно для изображения субъекта и адресата, раскрывая их чувства. В «Прародине» ситуация меняется: чаще всего встречаются разряды формального тезауруса «общие понятия», «неживая природа» и «человек духовный» (18—19%). В функциональном тезаурусе сильно возрастает процентная доля лексики из «окружения» и «природы» за счет олицетворений, реализованных словами из формальных разрядов «человек деятельный» и «человек духовный». В стихотворном цикле главное внимание уделяется природе как отражению законов мира. Лексика «Парижских ночей», как нам представляется, наиболее вариативна и оригинальна. Слова формальных разрядов «общие понятия» (22%) и «вещи» (13%) встречаются чаще, чем слова остальных групп. С помощью этой лексики передаются, с одной стороны, воспоминания поэтического субъекта, наполненные конкретными предметами, с другой, его меланхоличные размышления на фоне французского города. Таким образом, во всех сборниках прослеживаются доминирующие разряды в формальном тезаурусе: «общие понятия» и «человек духовный», — но они обладают функциональной вариативностью, не исключающей при этом системность художественного мира Кнута.
Литература:
Гаспаров М. Л. Художественный мир М. Кузмина: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Избранные статьи. М., 1995. С. 275—285.
В докладе рассматривается позднее творчество Д. Кнута (1900—1955), а именно поэтические сборники «Парижские ночи» (1932), «Насущная любовь» (1938) и цикл стихотворений «Прародина». В 1930-е гг. к сборникам Кнута относились неоднозначно: критики, одобрив «Парижские ночи», холодно отозвались на «Насущную любовь». Разная реакция критики предполагает изменение стиля, который мог изменяться, не выходя за рамки неоклассической эмигрантской поэзии 1930-х гг. Чтобы исследовать трансформацию поэтики Кнута, сосредоточимся на его лексике. Новизна исследования обусловлена малоизученностью языка поэзии первой волны эмиграции и тем, что творчество поэта нуждается в переосмыслении: последние монографии о нем появились 20 лет назад. Нами были составлены формальный и функциональный тезаурусы, в которые включены все полнозначные слова из текстов Кнута 1930-х гг. Тезаурусы позволяют выявить систему художественного мира автора, а сопоставив их, можно продемонстрировать ее развитие. В докладе мы опираемся на исследование М. Л. Гаспарова [Гаспаров, 1995]. В формальном тезаурусе, следуя классификации ученого, выделяем следующие разряды: «общие понятия», «неживая природа», «живая природа», «человек телесный», «человек духовный», «человек общественный», «человек деятельный», «вещи». В функциональном тезаурусе к предложенным Гаспаровым разрядам «общие понятия», «я», «ты», «мы», «окружение» был добавлен разряд «природа». В результате подсчетов выяснилось, что в формальном тезаурусе «Парижских ночей» чаще всего встречаются слова из «общих понятий» и «человека духовного» (каждый из разрядов содержит 21—22% от общего числа слов), за которыми следует «человек деятельный» (15%). В «Насущной любви» разница между разрядами возрастает: лексика «человека духовного» (32%) встречается гораздо чаще слов из «общих понятий» и «человека деятельного» (17—18% каждый). В функциональной классификации слова́ из разрядов «окружение» и «природа» почти исчезают: они используются исключительно для изображения субъекта и адресата, раскрывая их чувства. В «Прародине» ситуация меняется: чаще всего встречаются разряды формального тезауруса «общие понятия», «неживая природа» и «человек духовный» (18—19%). В функциональном тезаурусе сильно возрастает процентная доля лексики из «окружения» и «природы» за счет олицетворений, реализованных словами из формальных разрядов «человек деятельный» и «человек духовный». В стихотворном цикле главное внимание уделяется природе как отражению законов мира. Лексика «Парижских ночей», как нам представляется, наиболее вариативна и оригинальна. Слова формальных разрядов «общие понятия» (22%) и «вещи» (13%) встречаются чаще, чем слова остальных групп. С помощью этой лексики передаются, с одной стороны, воспоминания поэтического субъекта, наполненные конкретными предметами, с другой, его меланхоличные размышления на фоне французского города. Таким образом, во всех сборниках прослеживаются доминирующие разряды в формальном тезаурусе: «общие понятия» и «человек духовный», — но они обладают функциональной вариативностью, не исключающей при этом системность художественного мира Кнута.
Литература:
Гаспаров М. Л. Художественный мир М. Кузмина: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Избранные статьи. М., 1995. С. 275—285.