XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Попытка анализа категории жуткого («das Unheimliche») в творчестве Э. Т. А. Гофмана (на материале новелл из сборника «Серапионовы братья»)

Мария Альбертовна Юсупова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Ключевые слова, аннотация

Начиная с эссе З. Фрейда «Жуткое» (1919), творчество Э. Т. А. Гофмана, в частности — новелла «Песочный человек», оказывается в центре дискурса о категории жуткого («das Unheimliche»). Однако изобретенный Фрейдом и разработанный его последователями метод не применяется к другим произведениям Гофмана. Настоящий доклад критикует универсальность психоанализа для изучения жуткого эффекта в художественных произведениях и предлагает новый подход с учетом нарратологии и рецептивной эстетики.

Тезисы

Ключевые слова: жуткое; психоанализ; нарратология; З. Фрейд; Э. Т. А. Гофман

В эссе психоаналитика З. Фрейда «Жуткое» («Das Unheimliche», 1919) популяризируется открытая Э. Йенчем дискуссия вокруг жуткого как культурного и социального явления. В качестве материала-иллюстрации для выведенной категории используется творчество Э. Т. А. Гофмана. Немецкого романтика Фрейд называет «недосягаемым мастером изображения жуткого в литературе». Критикуя опубликованную ранее работу Йенча «К психологии жуткого» (1906), Фрейд разрабатывает психоаналитическую теорию возникновения чувства жути, в основе которого, по его мнению, лежит комплекс кастрации.
Формулируя признаки категории жуткого, Фрейд опирается на определение «das Unheimliche», данное Ф. Шеллингом в «Философии мифологии»: «Жуткое — это все, что должно было оставаться тайным, сокровенным и выдало себя». Как теоретик немецкого романтизма, Шеллинг оказал значительное влияние на эстетические принципы Гофмана, чье творчество в отношении указанного литературного направления, по признанию многих исследователей, имело обобщающий характер. Факт использования воззрений Шеллинга в качестве терминологической подоплеки обостряет интерес к творчеству Гофмана в дискурсе о жутком.
Эссе Фрейда повлекло за собой дискуссию, затянувшуюся на столетие. В этой дискуссии творчество Гофмана стало неизменной иллюстрацией и классическим предметом анализа. Вслед за Фрейдом последующие психоаналитики, поддерживая или критикуя предложенную оптику, опирались на новеллу «Песочный человек», обделяя вниманием другие произведения Гофмана, в которых также присутствует «черная эстетика». В докладе мы намерены предпринять попытку применить предложенный Фрейдом подход к анализу категории жуткого в литературном тексте по отношению к другим произведениям Гофмана. Для исследования был взят сборник «Серапионовы братья», который, будучи построен по декамероновскому принципу, является наиболее репрезентативным для исследования из-за возникающего мотива «страшной истории». Особое внимание мы уделим новелле «Зловещий гость» («Der unheimliche Gast»), оригинальное название которой содержит ключевое для исследования понятие.
Результатом исследования является развенчание автономности психоаналитической теории в анализе художественного произведения. Ценность работы заключается в том, что она расширит представления о возможностях анализа «das Unheimliche», подкрепив психоаналитический анализ жуткого литературной теорией. Доказав и продемонстрировав неуниверсальность отдельных положений выработанного Фрейдом и разработанного его последователями подхода, мы попробуем применить литературную теорию для анализа жуткого эффекта.
В ходе исследования мы будем опираться на несколько методологических основ. Начнем с психоанализа и развитых вслед за Фрейдом подходов к исследованию жуткого. В частности, мы остановимся на разработках таких психоаналитиков, как М. Терек, Н. Абрахам, Ю. Кристева. Далее мы проанализируем новеллы Гофмана имманентно через призму нарратологии. Теоретический и методологический базис для анализа нескольких повествовательных уровней и структуры повествовательных инстанций даст «Нарратология» В. Шмида. Для исследования нарратологии жуткого мы воспользуемся теорией неестественного нарратива, предложенной в статье Б. Ричардсона «What Is Unnatural Narrative Theory?». Рецептивную эстетику В. Изера мы будем использовать для изучения механизма произведения жуткого эффекта на уровне читательского восприятия и интерпретации.