Особенности композиции «Монодии на несчастный Константинополь» Андроника Каллиста
Мария Алексеевна Тумаева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируется «Монодия на несчастный Константинополь»
Андроника Каллиста, византийского ученого, писателя и гуманиста. «Монодия»
представляет собой плач по Константинополю, взятому турками-османами. Задача
доклада — охарактеризовать особенности композиции «Монодии». В докладе будут
проанализированы тематические блоки, на которые можно условно разделить текст.
Особое внимание будет уделено причинам, по которым Каллист прибегает к кольцевой
композиции.
Тезисы
Ключевые слова: Андроник Каллист; византийская риторика; монодия; поздневизантийская эпоха; Константинополь
Жизнь Андроника Каллиста, византийского ученого, писателя и гуманиста, была тесно связана с Константинополем, поэтому взятие города турками-османами произвело на него неизгладимое впечатление. Находясь на Крите, Каллист написал «Монодию на несчастный Константинополь», которая и станет предметом исследования в рамках настоящего доклада. Цель доклада — охарактеризовать особенности композиции «Монодии».
Жизнь Андроника Каллиста, византийского ученого, писателя и гуманиста, была тесно связана с Константинополем, поэтому взятие города турками-османами произвело на него неизгладимое впечатление. Находясь на Крите, Каллист написал «Монодию на несчастный Константинополь», которая и станет предметом исследования в рамках настоящего доклада. Цель доклада — охарактеризовать особенности композиции «Монодии».
«Монодия на несчастный Константинополь» представляет собой плач по Константинополю, в котором былое величие города противопоставляется настоящему упадку, ставшему следствием османского завоевания. Условно текст «Монодии» можно разделить на несколько тематических блоков. В проэмии обозначается проблема — завоевание Константинополя. При этом автором неоднократно подчеркивается, что новое несчастье превосходит все предыдущие. С помощью ряда риторических вопросов автор приводит слушателей к мысли, что безмолвие должно быть нарушено, а плач должен прозвучать.
Следующим тематическим блоком является противопоставление прошлого и настоящего города. Захватчики уничтожили все то, чем город гордился: крепостные стены разрушены, священный император пал, церкви осквернены. Взывание к тому, что стало свидетельством великого прошлого, однако не спасло город от гибели, можно назвать переходной частью между двумя тематическими блокам: с одной стороны, оно логически завершают идею противопоставления, а с другой стороны, открывает новый блок обращений. Автор сначала взывает к Богу, затем обращается к оставшимся в живых грекам, к Риму и папе, к Пелопоннесу, к Венеции и критским друзьям. Однако кульминация достигается в моменте взывания к смерти, что подкрепляется ритмическим и структурным отличием этой части от ее окружения. Автор подчеркивает: для выживших нет надежды, и им остается лишь молить о смерти.
Вместе с людьми скорбит и целый мир, что сближает, по мнению автора, падение Константинополя с распятием Христа. Таким образом, открывается тематический блок, посвященный месту нового бедствия в истории. Автор ставит скорбь по несчастному Константинополю на второе место после распятия Христа и считает, что новое несчастье превосходит по своей значимости и взятие Трои, и взятие Иерусалима, и взятие Вавилона, и взятие Рима, потому что каждый из городов заслужил свою участь, а царица всех городов не причинила вреда никому.
В заключении автор призывает весь мир объединиться в плаче по великому городу, поскольку несчастья, подобного этому, никогда не было и не будет. Мотив несчастья, превосходящего все другие, встречается и в других речах, посвященных падению Константинополя: например, в «Монодии на падение великого града» Иоанна Евгеника. Однако для Каллиста этот мотив имеет особое значение: на нем строится кольцевая композиция «Монодии на несчастный Константинополь», им речь открывается, и им же она заканчивается. Таким образом, автор подчеркивает: прежние страдания превзойдены, потому что новое затрагивает не только греков, но и весь мир, а тщательно выстроенная композиция позволяет ему выделить это высказывание.