Отражение поэзии М. Цветаевой в творчестве современных рок-исполнительниц
Надежда Романовна Фильцова
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
В рамках настоящего доклада рассматривается проблема влияния поэтики М. И. Цветаевой на тексты современных рок-исполнительниц. В качестве аспектов для сопоставления поэтических систем рассмотрены особенности инструментовки текстов различных авторов, соположены образные системы этих текстов, произведено их интертекстуальное сопоставление.
Тезисы
Ключевые
слова: М. И. Цветаева; Земфира*; женская поэзия; интертекст
Доклад посвящен проблеме отражения поэтики М. И. Цветаевой в творчестве певицы Земфиры*. Сообразно цветаевскому замечанию о том, что для поэтессы «нет места звуку вне слова, слову вне смысла», отголоски ее творческого метода возможно обнаружить в текстах исполнительницы. Первичное основание для построения гипотезы о связи творчества Земфиры с поэзией Цветаевой возникает благодаря песне «Я полюбила вас». Текст этой песни не только заканчивается обращением к Цветаевой, но и является некоторым подражанием цветаевскому стихотворению «Анне Ахматовой». Развивая идею этого творческого влияния, мы обнаруживаем схожие мотивы в поэтике авторов (любовь и разлука, смерть и жизнь, поэт и поэзия, город, чувственность, феминность), близость их биографий (отчужденность, инаковость) и позиционирования. Наконец, более лингвистический и фонологически ориентированный анализ текстов и песен Земфиры показывает, что с большим успехом к ним можно применить терминологию, традиционно использующуюся в разговоре о поэзии Цветаевой («фонологическая каменоломня» Ф. Степуна, «поэтика слова», «поэтика быта» и «сближение по звуку» М. Гаспарова). В докладе особенное внимание уделено формальному устройству анализируемых текстов. Рассматриваются такие категории, как «лоскутность», рефренность, обсуждаются понятия изобразительной паузы и нанизывания метафор и возможность их применения как к поэзии Цветаевой, так и творчеству Земфиры. Затронут и вопрос интертекста: так, важный цветаевский образ горы («Поэма горы») оказывается центральным в песне Земфиры «Гора». Наблюдения, предложенные в рамках доклада, опираются поэтологическую концепцию, предложенную Л. В. Зубовой в монографии «Язык поэзии Марины Цветаевой (Фонетика, словообразование, фразеология)». Кроме стихотворных текстов, в качестве материалов для исследования были привлечены также дневниковые записи Цветаевой и интервью Земфиры.
* З. Т. Рамазанова внесена Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.
Доклад посвящен проблеме отражения поэтики М. И. Цветаевой в творчестве певицы Земфиры*. Сообразно цветаевскому замечанию о том, что для поэтессы «нет места звуку вне слова, слову вне смысла», отголоски ее творческого метода возможно обнаружить в текстах исполнительницы. Первичное основание для построения гипотезы о связи творчества Земфиры с поэзией Цветаевой возникает благодаря песне «Я полюбила вас». Текст этой песни не только заканчивается обращением к Цветаевой, но и является некоторым подражанием цветаевскому стихотворению «Анне Ахматовой». Развивая идею этого творческого влияния, мы обнаруживаем схожие мотивы в поэтике авторов (любовь и разлука, смерть и жизнь, поэт и поэзия, город, чувственность, феминность), близость их биографий (отчужденность, инаковость) и позиционирования. Наконец, более лингвистический и фонологически ориентированный анализ текстов и песен Земфиры показывает, что с большим успехом к ним можно применить терминологию, традиционно использующуюся в разговоре о поэзии Цветаевой («фонологическая каменоломня» Ф. Степуна, «поэтика слова», «поэтика быта» и «сближение по звуку» М. Гаспарова). В докладе особенное внимание уделено формальному устройству анализируемых текстов. Рассматриваются такие категории, как «лоскутность», рефренность, обсуждаются понятия изобразительной паузы и нанизывания метафор и возможность их применения как к поэзии Цветаевой, так и творчеству Земфиры. Затронут и вопрос интертекста: так, важный цветаевский образ горы («Поэма горы») оказывается центральным в песне Земфиры «Гора». Наблюдения, предложенные в рамках доклада, опираются поэтологическую концепцию, предложенную Л. В. Зубовой в монографии «Язык поэзии Марины Цветаевой (Фонетика, словообразование, фразеология)». Кроме стихотворных текстов, в качестве материалов для исследования были привлечены также дневниковые записи Цветаевой и интервью Земфиры.
* З. Т. Рамазанова внесена Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.