Повторный брак: к вопросу о ритуале (на материале современных деревенских нарративов)
Софья Дмитриевна Замятина
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Материалом для исследования
послужили интервью, записанные во время фольклорных экспедиций 2022—2024 гг. в
д. Вожгора (Лешуконский район Архангельской области). В этих интервью, помимо
традиционного свадебного обряда, информантами упоминалась еще одна форма
брачного союза, которая обозначалась лексемой «сойтись», именно этот тип союзов
стал объектом нашего исследовательского интереса. В докладе речь пойдет о повторном
браке как форме ритуала в позднесоветской и постсоветской деревне.
Тезисы
Ключевые слова: брачные отношения; свадебный ритуал; деревенское сообщество
В ходе ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север нам редко рассказывают о традиционных свадьбах последних десятилетий. Гораздо чаще мы имеем дело с нарративами о повторном браке. Речь идет о союзе, который официально не регистрируется, а для номинации этого явления наши собеседники используют лексему «сошлись». Мой исследовательский интерес заключается в том, можно ли считать повторный брак ритуалом.
С одной стороны, наши информанты отличают собственно брак от повторного союза и говорят о том, что последний заключается без каких-либо особенных ритуальных действий. Однако, обратившись к анализу интервью, можно констатировать, что и применительно к повторному браку мы имеем право говорить о ритуальности этого действия.
Так, напр., важным элементом традиционного свадебного обряда является благословение родителей. Оказалось, что и в ситуации повторного брака этот ритуал присутствует, только благословляют не родители, а дети от первого брака. Е. Е. Самойлова выделяет несколько функций благословения в свадебном обряде: получение санкции на вступление в брак, защита от враждебных сил, передача материальных ценностей [Самойлова, 2012]. Стоит отметить, что в отобранных нами нарративах благословение выполняет только первую функцию, обеспечивая возможность повторного брачного союза.
Мы предполагаем, что в позднесоветской и постсоветской деревне «неправильный» повторный брак становится настолько частым явлением, что его сценарий упорядочивается и феномен, изначально не соответствующий традиционному свадебному обряду, приобретает собственные ритуальные черты.
Основным материалом исследования стали интервью, записанные нами в ходе экспедиций 2022—2024 гг., дополнительным материалом послужили интервью из Архангельской коллекции Фольклорного архива СПбГУ более ранних лет.
Литература:
Самойлова Е. Е. Благословение в контексте свадебного обряда // Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум / Сост. И. С. Веселова, А. А. Степихов. СПб., 2012. С. 151—161.
В ходе ежегодных фольклорно-антропологических экспедиций на Русский Север нам редко рассказывают о традиционных свадьбах последних десятилетий. Гораздо чаще мы имеем дело с нарративами о повторном браке. Речь идет о союзе, который официально не регистрируется, а для номинации этого явления наши собеседники используют лексему «сошлись». Мой исследовательский интерес заключается в том, можно ли считать повторный брак ритуалом.
С одной стороны, наши информанты отличают собственно брак от повторного союза и говорят о том, что последний заключается без каких-либо особенных ритуальных действий. Однако, обратившись к анализу интервью, можно констатировать, что и применительно к повторному браку мы имеем право говорить о ритуальности этого действия.
Так, напр., важным элементом традиционного свадебного обряда является благословение родителей. Оказалось, что и в ситуации повторного брака этот ритуал присутствует, только благословляют не родители, а дети от первого брака. Е. Е. Самойлова выделяет несколько функций благословения в свадебном обряде: получение санкции на вступление в брак, защита от враждебных сил, передача материальных ценностей [Самойлова, 2012]. Стоит отметить, что в отобранных нами нарративах благословение выполняет только первую функцию, обеспечивая возможность повторного брачного союза.
Мы предполагаем, что в позднесоветской и постсоветской деревне «неправильный» повторный брак становится настолько частым явлением, что его сценарий упорядочивается и феномен, изначально не соответствующий традиционному свадебному обряду, приобретает собственные ритуальные черты.
Основным материалом исследования стали интервью, записанные нами в ходе экспедиций 2022—2024 гг., дополнительным материалом послужили интервью из Архангельской коллекции Фольклорного архива СПбГУ более ранних лет.
Литература:
Самойлова Е. Е. Благословение в контексте свадебного обряда // Речевая и обрядовая культура Русского Севера: Филологический практикум / Сост. И. С. Веселова, А. А. Степихов. СПб., 2012. С. 151—161.