XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Библейские основы религии И. В. Гёте

Анатолий Константинович Головатский
Докладчик
аспирант
АНО ВО «РХГА им. Ф. М. Достоевского»

Ключевые слова, аннотация

В докладе будет представлен анализ глав о «Педагогической провинции» из романа И. В. Гёте «Годы странствий Вильгельма Мейстера или Отрекающиеся» на предмет того, как образы и идеи Библии сочетаются с морально-нравственными идеями просветителей XVIII в.: Вольтера, Руссо и Дидро. Жизнь Святого Семейства, явление Аврааму Трех странников и другие сюжеты Библии предлагаются читателю вместе с толкованием, характерным для философии Нового времени. Конструируется комплексный взгляд на устройство мира и место человека в нем. 

Тезисы

Ключевые слова: И. В. Гёте; просветители; Библия; Ж. Ж. Руссо; Троица

Педагогическая провинция в романе И. В. Гёте «Годы странствий Вильгельма Мейстера или Отрекающиеся» — важнейший материал для понимания того, как Гёте конструирует истинную в его понимании религию. Так, он разделяет христианский взгляд на мир и место человека в нем, однако утверждает, что некоторые христианские добродетели, такие как совершенная любовь, самопожертвование и «благоговение к тем, кто ниже нас», не могут быть достигнуты без должной подготовки. Разделяя истинную религию на три ступени, Гёте утверждает, что к третьей ступени, христианской, человека обязательно должны вести две другие: этническая и философическая. По мнению Гёте, человек в полной мере способен почувствовать подлинную жертвенность и любовь лишь тогда, когда он уже научился благоговению к тому, что выше него (этническая религия) и тогда, когда он низводит все высшее и возводит все низшее и ставит их наравне с собой, тем самым научаясь мудрости (философическая религия). На этих двух уровнях библейские смыслы и образы Гёте дополняет идеями философии просветителей. Автору романа важно аргументировать, что данное понимание религии вполне традиционно, и для этого он приводит Никео-Цареградский символ веры, разделяя его на три части. Среди библейских образов особенно интересен приведенный образ Главного либо Троих, который является аллюзией на явление Аврааму трех странников в Мамврийской дубраве. Параллель с данным фрагментом из книги Бытия создается с целью конструирования богодухновенности новой религии, которая подробно описана в главах, описывающих дни странников в Педагогической провинции. Темы странствия как важнейшего элемента воспитательного процесса и нахождения внутренней гармонии через созерцание природы формируется у Гёте под влиянием произведений Ж. Ж. Руссо. Отдельно отметим, что подлинная христианская любовь и самопожертвование недостижимы без серьезной подготовки, без воспитания чувств и мыслей.