Образ матери в психологической драме А. Н. Афиногенова
Екатерина Дмитриевна Генералова
Докладчик
аспирант
Литературный институт имени А. М. Горького
Литературный институт имени А. М. Горького
Ключевые слова, аннотация
Образ матери всегда занимал особое место в русской литературе, однако его репрезентация в драматургии — явление не самое распространенное. А. Н. Афиногенов, один из известнейших драматургов 30-х гг. ХХ-го в., делает особый акцент на образе матери в своих пьесах. Мать в них становится не только ключевой героиней, символом жизни и любви, но и сложной психоэмоциональной фигурой, отражающей социальные и личностные аспекты человеческого существования, а также такие конфликты, как «любовь к семье — преданность родине» и сложности внутрисемейных отношений.
Тезисы
Ключевые
слова: А. Н. Афиногенов; драматургия; образ матери; архетип; героиня
произведения
Исследование образа матери в психологической драме А. Н. Афиногенова требует рассмотрения не только художественных особенностей произведений автора, но и социокультурных и философских аспектов, определяющих женские образы в русской драматургии 20—30-х гг. XX-го в. Отметим, что исследователи выделяют два основных женских типа в драматургии того периода: «Женщина, реализующаяся в общественном деянии, которое составляет главный пафос и цель ее жизни, а социальная история содержательно наполняет ее жизнь» и «женщина-соблазнительница» [Дашевская, 2009: 103—104]; при этом выделяя роли женщины-матери: «Женщина берет на себя в драме либо функцию соблазнительницы, отдаляющей культурного героя, мужчину-деятеля от творения нового космоса, либо миссию демиурга, преобразуя неистинный “мужской мир”, защищая материнское право и создавая новый мир, где будут осуществлены права жизни создавать и оберегать жизнь детей» [Дашевская, 2009: 104]. Целью исследования является анализ образа матери в пьесах Афиногенова, выявление ее роли как в рамках традиционных семейных ценностей, так и в контексте изменений, вызванных социальными и историческими трансформациями, а также исследование образа матери через призму феноменологии материнства. Применение феноменологической оптики открывает новые горизонты для понимания замыслов автора, который по-своему интерпретирует эту сакральную роль, подчеркивая не только положительные аспекты, но и трагические последствия материнской любви и самоотверженности.
Исследование основано на таких пьесах Афиногенова, как «Мать своих детей», «Салют, Испания!», «Машенька», «Далекое» и «Портрет», каждая из которых по-своему раскрывает тему материнства в социальных и историко-культурных аспектах. Пьеса «Мать своих детей» выступает в качестве особого примера отображения женской роли как постаревшей матери, наблюдающей за материнством своей повзрослевшей дочери. Сюжет, связанный с материнской фигурой в пьесе, рассматривается как пример анализа своей собственной жизни и принципов, вложенных в жизнь своих детей (дочери с внуком, и еще бездетных взрослых детей).
Данное исследование может открыть новое грани для разработки проблематики материнства в драматургии XX-го в. и возможной преемственности в драматургии XXI-го в. Основным результатом является создание как психологического, так и социо-культурного портрета матери в пьесах Афиногенова, выделение различных архетипов персонажей пьесы.
Литература:
Дашевская А. О. Типология женских образов в драматургии 1930-х годов и становление психологической драмы // Издательство Томского университета. Поэтика драмы ХХ века. Вып. 10. С. 102—125.
Исследование образа матери в психологической драме А. Н. Афиногенова требует рассмотрения не только художественных особенностей произведений автора, но и социокультурных и философских аспектов, определяющих женские образы в русской драматургии 20—30-х гг. XX-го в. Отметим, что исследователи выделяют два основных женских типа в драматургии того периода: «Женщина, реализующаяся в общественном деянии, которое составляет главный пафос и цель ее жизни, а социальная история содержательно наполняет ее жизнь» и «женщина-соблазнительница» [Дашевская, 2009: 103—104]; при этом выделяя роли женщины-матери: «Женщина берет на себя в драме либо функцию соблазнительницы, отдаляющей культурного героя, мужчину-деятеля от творения нового космоса, либо миссию демиурга, преобразуя неистинный “мужской мир”, защищая материнское право и создавая новый мир, где будут осуществлены права жизни создавать и оберегать жизнь детей» [Дашевская, 2009: 104]. Целью исследования является анализ образа матери в пьесах Афиногенова, выявление ее роли как в рамках традиционных семейных ценностей, так и в контексте изменений, вызванных социальными и историческими трансформациями, а также исследование образа матери через призму феноменологии материнства. Применение феноменологической оптики открывает новые горизонты для понимания замыслов автора, который по-своему интерпретирует эту сакральную роль, подчеркивая не только положительные аспекты, но и трагические последствия материнской любви и самоотверженности.
Исследование основано на таких пьесах Афиногенова, как «Мать своих детей», «Салют, Испания!», «Машенька», «Далекое» и «Портрет», каждая из которых по-своему раскрывает тему материнства в социальных и историко-культурных аспектах. Пьеса «Мать своих детей» выступает в качестве особого примера отображения женской роли как постаревшей матери, наблюдающей за материнством своей повзрослевшей дочери. Сюжет, связанный с материнской фигурой в пьесе, рассматривается как пример анализа своей собственной жизни и принципов, вложенных в жизнь своих детей (дочери с внуком, и еще бездетных взрослых детей).
Данное исследование может открыть новое грани для разработки проблематики материнства в драматургии XX-го в. и возможной преемственности в драматургии XXI-го в. Основным результатом является создание как психологического, так и социо-культурного портрета матери в пьесах Афиногенова, выделение различных архетипов персонажей пьесы.
Литература:
Дашевская А. О. Типология женских образов в драматургии 1930-х годов и становление психологической драмы // Издательство Томского университета. Поэтика драмы ХХ века. Вып. 10. С. 102—125.