Digits and Numbers: выбор языковой системы при субвокализации числительных на иностранном языке
Елизавета Васильевна Захарина
Докладчик
студент 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено изучению субвокализации числительных при чтении на английском языке. В работе рассмотрено определение термина «субвокализация», ее история изучения и уже проводившиеся эксперименты, направленные на рассмотрение ее функционирования. В рамках данного исследования также был проведен эксперимент по чтению иностранных текстов с числительными. По результатам выяснилось, что выбор языка при субвокализации чисел зависит от разряда числительного и уровня владения языком.
Тезисы
Ключевые слова: субвокализация; чтение на иностранном; числительные; английский как иностранный
Исследование посвящено изучению субвокализации цифр и чисел на английском языке. Субвокализация — процесс проговаривания про себя текста во время чтения [Carver, 1992]. По результатам недавних исследований когнитивных способностей человека было доказано, что язык напрямую влияет на нашу память, внимание и другие мыслительные процессы [Fernyhough, Borghi, 2023]. Чтение текстов, в том числе немое, тоже является когнитивным процессом [Britton, 1982] и создает определенную когнитивную нагрузку в кратковременной памяти человека [Sweller, 1988]. Чтение же на неродном для человека языке интересно тем, что когнитивная нагрузка при этом процессе увеличивается и для обработки информации может использоваться уже не одна, а несколько языковых систем. Кроме того, субвокализацию именно числительных в иностранном языке можно считать особым случаем ее проявления, т. к. числовую информацию принято считать прецизионной, т. е. основной для высказывания, но бесконцептной и трудно переводимой на другой язык. В данном исследовании применялся метод эксперимента, проводившегося среди людей, изучающих английский (15 участников). Сперва респонденты заполняли анкету, в которой отвечали на вопросы об их уровне владения иностранным языком. В ходе эксперимента на слайде участник видел предложение на английском языке и должен был его запомнить. Через 10 секунд респонденту было показано то же самое предложение с пропущенным в нем словом. Задача участника состояла в том, чтобы прочесть полное предложение вслух, устно подставив вместо пропуска нужное слово. При запоминании слова человек проговаривает его про себя, и речевые паттерны при произношении слова вслух могут помочь понять, какой язык изначально был выбран для субвокализации. Всего для эксперимента было составлено 15 предложений, в 11 из которых были пропущены числительные разных лексико-грамматических разрядов, чтобы учесть специфику произношения каждого класса числительных в английском, напр.: One year is most often equal to 365 days, было пропущено 365. В 4 предложениях-филлерах были пропущены нарицательные существительные, личные местоимения или наречия для отвлечения внимания респондента от целей исследования. По итогам эксперимента выяснилось, что участники с уровнем А1 проговаривали про себя однозначные числительные (5) на английском, а все остальные на русском. Участники с уровнем B2 проговаривали большинство числительных на английском, но годы (1457), многозначные порядковые (125th) и дробные числительные (3/5) на русском. Респонденты с уровнем C2 проговаривали все числительные на английском. Можно сделать вывод, что на выбор языка при субвокализации чисел при чтении на английском влияет как уровень владения иностранным языком, так и лексико-грамматический разряд числительного.
Литература:
Britton B., Tesser A. Effects of prior knowledge on use of cognitive capacity in three complex cognitive tasks // Journal of Verbal Learning and Verbal Behaviour. 1982. Vol. 74, No. 1. P. 51—61.
Carver R. P. Reading rate: Theory, research, and practical implications // Journal of Reading. 1992. Vol. 36. №2. P. 84—95.
Fernyhough C., Borghi A. M. Inner speech as language process and cognitive tool // Trends in Cognitive Sciences. 2023. Vol. 27, No. 12. P. 1180—1193.
Sweller J. Cognitive Load during Problem Solving: Effects on Learning // Cognitive Science. 1988. Vol. 12. P. 257—285.
Исследование посвящено изучению субвокализации цифр и чисел на английском языке. Субвокализация — процесс проговаривания про себя текста во время чтения [Carver, 1992]. По результатам недавних исследований когнитивных способностей человека было доказано, что язык напрямую влияет на нашу память, внимание и другие мыслительные процессы [Fernyhough, Borghi, 2023]. Чтение текстов, в том числе немое, тоже является когнитивным процессом [Britton, 1982] и создает определенную когнитивную нагрузку в кратковременной памяти человека [Sweller, 1988]. Чтение же на неродном для человека языке интересно тем, что когнитивная нагрузка при этом процессе увеличивается и для обработки информации может использоваться уже не одна, а несколько языковых систем. Кроме того, субвокализацию именно числительных в иностранном языке можно считать особым случаем ее проявления, т. к. числовую информацию принято считать прецизионной, т. е. основной для высказывания, но бесконцептной и трудно переводимой на другой язык. В данном исследовании применялся метод эксперимента, проводившегося среди людей, изучающих английский (15 участников). Сперва респонденты заполняли анкету, в которой отвечали на вопросы об их уровне владения иностранным языком. В ходе эксперимента на слайде участник видел предложение на английском языке и должен был его запомнить. Через 10 секунд респонденту было показано то же самое предложение с пропущенным в нем словом. Задача участника состояла в том, чтобы прочесть полное предложение вслух, устно подставив вместо пропуска нужное слово. При запоминании слова человек проговаривает его про себя, и речевые паттерны при произношении слова вслух могут помочь понять, какой язык изначально был выбран для субвокализации. Всего для эксперимента было составлено 15 предложений, в 11 из которых были пропущены числительные разных лексико-грамматических разрядов, чтобы учесть специфику произношения каждого класса числительных в английском, напр.: One year is most often equal to 365 days, было пропущено 365. В 4 предложениях-филлерах были пропущены нарицательные существительные, личные местоимения или наречия для отвлечения внимания респондента от целей исследования. По итогам эксперимента выяснилось, что участники с уровнем А1 проговаривали про себя однозначные числительные (5) на английском, а все остальные на русском. Участники с уровнем B2 проговаривали большинство числительных на английском, но годы (1457), многозначные порядковые (125th) и дробные числительные (3/5) на русском. Респонденты с уровнем C2 проговаривали все числительные на английском. Можно сделать вывод, что на выбор языка при субвокализации чисел при чтении на английском влияет как уровень владения иностранным языком, так и лексико-грамматический разряд числительного.
Литература:
Britton B., Tesser A. Effects of prior knowledge on use of cognitive capacity in three complex cognitive tasks // Journal of Verbal Learning and Verbal Behaviour. 1982. Vol. 74, No. 1. P. 51—61.
Carver R. P. Reading rate: Theory, research, and practical implications // Journal of Reading. 1992. Vol. 36. №2. P. 84—95.
Fernyhough C., Borghi A. M. Inner speech as language process and cognitive tool // Trends in Cognitive Sciences. 2023. Vol. 27, No. 12. P. 1180—1193.
Sweller J. Cognitive Load during Problem Solving: Effects on Learning // Cognitive Science. 1988. Vol. 12. P. 257—285.