XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Неверные интерпретации: ирландский фольклор в современной YA-литературе

Вероника Александровна Кукреш
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики» (филиал в Санкт-Петербурге)

Ключевые слова, аннотация

В настоящем докладе рассматривается использование ирландского фольклора в современной young-adult литературе. Делается предположение о причинах его популярности; анализируются факторы, подталкивающие авторов к «вольному» использованию и комбинированию элементов фольклорных традиций различных стран и регионов.

Тезисы

Ключевые слова: ирландский фольклор; современная литература; культурная идентичность; адаптация; мифология

В последние годы в англоязычном сегменте young-adult фентези литературы стало чрезвычайно популярно использование ирландского (или же кельтского) фольклора. Однако, не всегда авторы используют достоверную информацию, что вызывает критику со стороны этнических ирландцев. Это явление отражает важность фольклора для определения собственной национальной идентичности и отделения «Себя» от «Другого» (пользуясь терминологией Э. Саида), часто враждебного.
Я проанализировала произведения нескольких авторов — С. Дж. Маас, Дж. Р. Р. Толкиен, Ф. О’Брайен и др. — на предмет того, как они включают ирландский фольклор в свои произведения, а также какова рецепция их текстов носителями данной культурной идентичности, что они считают верным использованием своего культурного кода, а что апроприацией и даже «разрушением ирландской культуры».
В результате своего исследования я выявила, что, хотя ирландский фольклор в литературе чрезвычайно популярен, чаще всего он смешивается с другими культурами или вовсе трактуется неверно. В попытке «заговорить на языке культуры», обратиться к ее носителям авторы используют устойчивые поп-культурные образы, чем только отталкивают аудиторию, знакомую с ирландской культурой. Носители же фольклора в свою очередь сакрализируют его, стараясь ограничить доступ «Другого» к своей культуре — отсюда шквал критики, направленный на авторов, которые, по словам ирландцев, занимаются «апроприацией их культуры», а также попытки создать собственную национальную литературу, отражающую настоящие традиции и верования, однако не находящую широкую аудиторию читателей.
Данное исследование направлено на выявление значимости ирландского фольклора в контексте современной литературы и его роли в формировании культурной идентичности. Я надеюсь, что результаты моего анализа будут интересны как специалистам в области фольклористики, так и широкой аудитории, интересующейся литературой и культурой Ирландии.