Ключевые слова космического дискурса в немецкоязычных СМИ: лексический анализ и прагматические функции
Анна Алексеевна Спесивцева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Настоящий доклад посвящен анализу медиадискурса о космосе в немецкоязычных СМИ. Основное внимание уделено исследованию ключевых слов, используемых для репрезентации космической тематики. Исследование проведено на основе текстов из немецких онлайн-изданий. В результате анализа выяснилось, что ключевые слова отражают институционализированность немецкого медиадискурса о космосе, демонстрируя влияние ключевых организаций на глобальные политические и экономические процессы.
Тезисы
Ключевые слова: космос; ключевые слова; медиадискурс
Цель исследования состоит в анализе ключевых слов, используемых в немецкоязычных медиатекстах, посвященных космосу. Материалом исследования являются тексты из онлайн-изданий Германии («Redaktions Netzwerk Deutschland», «Die Presse»). Методологической основой работы стал лексико-семантический и частотный анализ ключевых слов с использованием программного обеспечения «Voyant Tools».
Цель исследования состоит в анализе ключевых слов, используемых в немецкоязычных медиатекстах, посвященных космосу. Материалом исследования являются тексты из онлайн-изданий Германии («Redaktions Netzwerk Deutschland», «Die Presse»). Методологической основой работы стал лексико-семантический и частотный анализ ключевых слов с использованием программного обеспечения «Voyant Tools».
Исследование проводилось в рамках анализа медиадискурса, под которым понимается «коммуникативный процесс, приводящий к образованию определенной структуры текста» [Чернявская, 2009: 134]. Дискурс может быть проанализирован на разных уровнях. В данной работе используется модель «DIMEAN», предложенная Ю. Шпитцмюллером, которая предусматривает многоуровневый анализ. Особую значимость в контексте данного исследования представляет лексикоцентрический анализ (Wortorientierte Analyse).
Ключевые слова, согласно определению Л. В. Сахарного, — это слова, которые в совокупности с другими ключевыми единицами представляют содержание текста [Сахарный, 1988: 27]. Их анализ позволяет выявить смысловые акценты и особенности медиарепрезентации космоса в СМИ.
Ключевые слова функционируют не изолированно, а в рамках определенного дискурса. Так, «ключевое слово представляет собой особую дискурсивно релевантную лексическую или фразеологическую единицу, активно используемую акторами данного дискурса в соответствующих жанрах, текстах в рамках дискурса» [Езан, Ковтунова 2024: 123].
Самыми частотными ключевыми словами являются такие слова, как NASA, ISS, Weltraum и SpaceX, которые чаще всего отражают международный контекст и акцентируют внимание на глобальном сотрудничестве в области космоса. Напр., в заголовке Nasa will weiter mit Russland zusammenarbeiten (NASA продолжит сотрудничество с Россией) [Redaktions Netzwerk Deutschland, 2022] подчеркивается роль NASA как центрального института в области международного космического сотрудничества. Такое использование персонификации придает абстрактной организации роль активного участника. Подобные заголовки подчеркивают значимость космоса как зоны для дипломатического взаимодействия, где, несмотря на напряженность в других областях, сохраняется пространство для научного обмена. Вместе с этим заметна роль частных компаний в освоении космоса, к примеру, в заголовке Elon Musk schreibt die Spielregeln im Weltraum um (Илон Маск переписывает правила игры в космосе) [Die Presse, 2024]. Метафора Spielregeln umschreiben переносит концепцию изменения правил на область космоса, представляет Илона Маска не просто как предпринимателя, а революционера. Можно сделать вывод, что ключевые слова, акцентирующие внимание на международном сотрудничестве и роли частных компаний, отражают институционализированность немецкого медиадискурса о космосе, подчеркивая роль ключевых организаций и их влияние на политические и экономические глобальные процессы.
Литература:
Езан И. Е., Ковтунова Е. А. Современные подходы к анализу ключевых слов дискурса // Германистика — 2023: nove et nova: материалы VI международной научной конференции. М., 2024. С. 122—126.
Сахарный Л. В. Расположение ключевых слов в структуре развернутого текста (к изучению деривационных механизмов комппрессии текста) // Деривация в речевой деятельности (Общие вопросы. Текст. Семантика). Пермь, 1988. С. 27.
Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. Учебное пособие. М., 2009.
Езан И. Е., Ковтунова Е. А. Современные подходы к анализу ключевых слов дискурса // Германистика — 2023: nove et nova: материалы VI международной научной конференции. М., 2024. С. 122—126.
Сахарный Л. В. Расположение ключевых слов в структуре развернутого текста (к изучению деривационных механизмов комппрессии текста) // Деривация в речевой деятельности (Общие вопросы. Текст. Семантика). Пермь, 1988. С. 27.
Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. Учебное пособие. М., 2009.