XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Окказиональные формы имен существительных в детской речи (на материале родительского дневника А. И. Рыко)

Анастасия Дмитриевна Скогарева
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе проанализированы окказиональные формы имен существительных, которые можно назвать морфологическими инновациями. В качестве материала исследования выбран родительский дневник «Детство Хомы: дневник научных наблюдений» А. И. Рыко. Применение метода морфологического анализа позволило выяснить, что окказиональные формы образуются путем мены окончаний среднего рода на окончания мужского или женского родов; они появляются из-за изменения акцентологической характеристики парадигмы в словах с подвижным ударением. Были отмечены окказиональные примеры формообразования с беглым гласным о.

Тезисы

Ключевые слова: онтолингвистика; грамматические инновации; детская речь; родительский дневник

С конца XIX — начала XX в. многие ученые-лингвисты исследуют детскую речь, и интерес к ней только возрастает. Детская речь отличается от «взрослой» тем, что ребенок только начинает осваивать язык, неосознанно формировать систему. Дети не сразу узнают все падежные формы одной лексемы, поэтому, напр., часто конструируют слова, отличные от нормативных. В исследовании рассматриваются именно такие случаи. Их можно назвать морфологическими инновациями. Более точно их можно охарактеризовать как языковой факт, зафиксированный в речи ребенка на грамматическом уровне и отсутствующий в общем употреблении. Основным материалом исследования является родительский дневник «Детство Хомы: дневник научных наблюдений» авторства А. И. Рыко. Примечательно в родительском дневнике то, что он содержит не только фиксации отдельных форм, но и их лингвистическое комментирование, расшифровки записей спонтанной речи, хронологические таблицы. Этот родительский дневник еще не был материалом исследований, что определяет новизну нашей работы. Особенный интерес представляют различные акты детской лингвокреативности на грамматическом уровне, в первую очередь в области морфологии имени существительного, потому что эта часть речи усваивается детьми раньше всего и чаще остальных употребляется в силу необходимости в назывании предметов. Исходя из этого, объектом исследования являются окказиональные формы имен существительных в речи ребенка. Целью работы является анализ окказиональных форм имен существительных с точки зрения способа их образования. Для этого при проведении исследования был использован метод морфологического анализа. Частично также применялся сопоставительный метод при сравнении образованных ребенком и нормативных словоформ.
В результате были сделаны следующие предварительные выводы:
1) до «морфологического взрыва» в качестве исходной, базовой формы имен существительных выступает чаще всего форма именительного падежа, используемая вместо всех косвенных падежей;
2) морфологические инновации, образованные меной падежей, появляются в детской речи из-за сложности системы склонения русского языка и наличия трех родов; напр., Тимофей говорит шампанской, изменяя это существительное среднего рода как слово женского рода (в этом же предложении он употребляет и словоформу шампанская), потому что в речи маленьких детей представлена двуродовая система (мужской — женский) [Рыко, 2018: 187];
3) установив закономерность, в соответствии с которой в словоформах существительных с суффиксом -ок- есть беглый гласный, ребенок распространяет ее на сочетания типа много тапка [Там же: 201];
4) часто морфологические инновации появляются в количественно-именных сочетаниях, где маркирование количества грамматическими способами менее важно и где в нормативной речи возможны как формы единственного числа, так и множественного; напр., сочетания пять дом [Там же: 194] и много кирпичика [Там же: 214];
5) одним из способов образования инноваций такого типа является изменение акцентологической характеристики парадигмы, которое происходит в словах с подвижным ударением; так, Тимофей употребляет сочетание ушла ли́са (такое смещение ударения возможно из-за наличия в лексиконе ребенка слова мужского рода лис) [Там же: 120]

Литература: 
Рыко А. И. Детство Хомы: дневник научных наблюдений. СПб., 2018.