Механизм автоматического письма в сборнике «Доменная печь» А. Эмбирикоса
Полина Александровна Мелькаева
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Данный доклад представляет собой рассмотрение первого сюрреалистического сборника А. Эмбирикоса как варианта художественной реализации идейных принципов «чистого психического автоматизма». В отрыве от традиционных представлений об эстетических категориях, через приведение в литературу психоаналитических практик возникает тип «сюрреалистического мышления», который обусловливает становление нового дискурса в греческом литературном пространстве.
Тезисы
Ключевые слова: новогреческая литература; автоматическое письмо; сюрреализм
Данное исследование ставит перед собой задачу провести литературоведческий анализ ранних работ А. Эмбирикоса с целью выявления художественных характеристик сюрреалистического «автоматического письма» в его греческом варианте.
Сюрреалистическое письмо ввиду намеренного отказа от традиционных представлений об эстетических категориях выстраивает ряд собственных краеугольных понятий. К тому же, сюрреалистическая мысль постулируется как антителеологическая, в связи с чем поднимается вопрос о формах существования сюрреализма в разных национальных традициях, мотиватором зарождения которых был французский вариант.А. Эмбирикос (1901—1975) — писатель-психоаналитик, который создал первые «автоматические тексты» на греческом языке. Его сборник «Доменная печь» («Υψικάμινος», 1935) перекликается с творческими принципами французских сюрреалистов. Тексты, представленные в этом сборнике, во многом ориентированы на теорию психоанализа. Превалирующими в них оказываются темы, интересовавшие создателей последней — эротическое, раскрепощающее, онейрическое, ретроспективное. Ретроспективность как переосмысление собственного опыта через метод автоматизма представляет художественное произведение как вариант психоаналитического сеанса с самим собой. Сюрреалистический метод в корне углубляется в эмпирическую рефлексию. Случайные образы подсознания, выводимые сюрреалистами «наружу», неслучайны. Сознание их закольцовывает, объединяет цепочкой неявно выраженных ассоциаций, а художественное мышление преобразует в полотно с новым эстетическим типом. Так, «Колыхания галстука» («Η δονήσεις του λαιμοδέτου») Эмбирикоса начинаются с морской тематики («Ее песок невероятен» («Η άμμος της είναι απίστευτη») [Эмбирикос, 2002: 17]) и завершаются ею же («…забытье что оплакивает гребешки поглощенные морем тянется как ловушка в раковине…» («…η λησμοσύνη που θρηνεί τα χτένια τα φαγωθέντα από τον πόντο διαρκεί σαν μια πλεκτάνη στο κέλυφος…») [Эмбирикос, 2002: 17]). Выстраивается несколько уровней метафорического восприятия: колыхания в названии контекстно окрашиваются; вся образность эротизируется; психическое, абстрактное соединяется с физическим (ни к чему не приводящие события никем не замечены, они, как ракушки, которые смывает с песка в море). Таким образом, мы говорим о сверхметафорическом типе языкового сознания, о котором писал Р. Якобсон [Якобсон, 1996: 48]. Подобный «полюс языка» получает выражение и в антитетических конструкциях речи. К примеру, могут появляться как образы, составленные из лексически противоречащих конструкций: «смутилась безмятежность» («ταράχθηκε η γαλήνη») [Эмбирикос, 2002: 18], так и образы контекстно окрашенные в антитетические тона: «…убить тишину раз и навсегда и воздвигнуть…статую безмятежности тишины…» («…να σκοτώσουν την σιγή μια για πάντα και να στήσουν…το άγαλμα της γαλήνης…») [Эмбирикос, 2002: 18] — здесь в конфликтных отношениях оказываются два разных типа «тишины».
На подобной концентрации непрямых противопоставлений, а также на внезапных сочетаниях лексем разного порядка и дискурса выстраивается сюрреалистический тип мышления, далекий от традиционных представлений об эстетических категориях, реализующийся в конвульсиях и мотивированный случайными смыслами.
Литература:
Эмбирикос А. Избранное. Пер. с новогреч. М., 2002.
Якобсон Р. Два вида афатических нарушений и два полюса языка // Язык и бессознательное. М., 1996. С. 27—52.
Εμπειρίκος Α. Υψικάμινος. Αθήνα, 1980.