XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Механизм автоматического письма в сборнике «Доменная печь» А. Эмбирикоса

Полина Александровна Мелькаева
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Данный доклад представляет собой рассмотрение первого сюрреалистического сборника А. Эмбирикоса как варианта художественной реализации идейных принципов «чистого психического автоматизма». В отрыве от традиционных представлений об эстетических категориях, через приведение в литературу психоаналитических практик возникает тип «сюрреалистического мышления», который обусловливает становление нового дискурса в греческом литературном пространстве.




Тезисы

Ключевые слова: новогреческая литература; автоматическое письмо; сюрреализм

Данное исследование ставит перед собой задачу провести литературоведческий анализ ранних работ А. Эмбирикоса с целью выявления художественных характеристик сюрреалистического «автоматического письма» в его греческом варианте.
Сюрреалистическое письмо ввиду намеренного отказа от традиционных представлений об эстетических категориях выстраивает ряд собственных краеугольных понятий. К тому же, сюрреалистическая мысль постулируется как антителеологическая, в связи с чем поднимается вопрос о формах существования сюрреализма в разных национальных традициях, мотиватором зарождения которых был французский вариант.
А. Эмбирикос (1901—1975) — писатель-психоаналитик, который создал первые «автоматические тексты» на греческом языке. Его сборник «Доменная печь» («Υψικάμινος», 1935) перекликается с творческими принципами французских сюрреалистов. Тексты, представленные в этом сборнике, во многом ориентированы на теорию психоанализа. Превалирующими в них оказываются темы, интересовавшие создателей последней — эротическое, раскрепощающее, онейрическое, ретроспективное. Ретроспективность как переосмысление собственного опыта через метод автоматизма представляет художественное произведение как вариант психоаналитического сеанса с самим собой. Сюрреалистический метод в корне углубляется в эмпирическую рефлексию. Случайные образы подсознания, выводимые сюрреалистами «наружу», неслучайны. Сознание их закольцовывает, объединяет цепочкой неявно выраженных ассоциаций, а художественное мышление преобразует в полотно с новым эстетическим типом. Так, «Колыхания галстука» («Η δονήσεις του λαιμοδέτου») Эмбирикоса начинаются с морской тематики («Ее песок невероятен» («Η άμμος της είναι απίστευτη») [Эмбирикос, 2002: 17]) и завершаются ею же («…забытье что оплакивает гребешки поглощенные морем тянется как ловушка в раковине…» («…η λησμοσύνη που θρηνεί τα χτένια τα φαγωθέντα από τον πόντο διαρκεί σαν μια πλεκτάνη στο κέλυφος…») [Эмбирикос, 2002: 17]). Выстраивается несколько уровней метафорического восприятия: колыхания в названии контекстно окрашиваются; вся образность эротизируется; психическое, абстрактное соединяется с физическим (ни к чему не приводящие события никем не замечены, они, как ракушки, которые смывает с песка в море). Таким образом, мы говорим о сверхметафорическом типе языкового сознания, о котором писал Р. Якобсон [Якобсон, 1996: 48]. Подобный «полюс языка» получает выражение и в антитетических конструкциях речи. К примеру, могут появляться как образы, составленные из лексически противоречащих конструкций: «смутилась безмятежность» («ταράχθηκε η γαλήνη») [Эмбирикос, 2002: 18], так и образы контекстно окрашенные в антитетические тона: «…убить тишину раз и навсегда и воздвигнуть…статую безмятежности тишины…» («…να σκοτώσουν την σιγή μια για πάντα και να στήσουν…το άγαλμα της γαλήνης…») [Эмбирикос, 2002: 18] — здесь в конфликтных отношениях оказываются два разных типа «тишины».
На подобной концентрации непрямых противопоставлений, а также на внезапных сочетаниях лексем разного порядка и дискурса выстраивается сюрреалистический тип мышления, далекий от традиционных представлений об эстетических категориях, реализующийся в конвульсиях и мотивированный случайными смыслами.

Литература:
Эмбирикос А. Избранное. Пер. с новогреч. М., 2002.
Якобсон Р. Два вида афатических нарушений и два полюса языка // Язык и бессознательное. М., 1996. С. 27—52.
Εμπειρίκος Α. Υψικάμινος. Αθήνα, 1980.