Русское сектантство в восприятии Д. С. Мережковского до 1917 г.
Павел Андреевич Виноградов
Докладчик
магистрант 1 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Автор доклада анализирует место русского сектантства в системе воззрений Д. С. Мережковского. В работе прослеживаются духовный путь писателя, формирование его интереса к сектантам, становление его политико-религиозной утопии. На основе комплекса опубликованных источников выделяются особенности взгляда Мережковского на хлыстов, скопцов, духоборов, штундистов, молокан, немоляк, бегунов. Главная особенность его восприятия — «философия третьего завета» — с ее помощью писатель определяет, какие секты являются «прогрессивными», а какие «вредными».
Тезисы
Ключевые слова: Д. С. Мережковский; сектантство; богоискательство
Автор работы выделяет особенности восприятия Д. С. Мережковским русских сект конца XIX — начала XX в.
Автор работы выделяет особенности восприятия Д. С. Мережковским русских сект конца XIX — начала XX в.
Русское сектантство занимает значительное место не только в творчестве, но и в биографии Д. С. Мережковского. Среди тех обстоятельств, которые привели его к религии, писатель называет раннее знакомство с сектантами; они являются героями его художественных произведений; проблему народных верований писатель затрагивает во множестве своих публицистических статей и научных работ; у русских сектантов есть свое место и в системе воззрений Мережковского на религию. Все это придает особенный вес исследованиям о них в контексте его творчества. Несмотря на столь важное место русского сектантства в дореволюционном литературном наследии Мережковского, эта тема остается малоисследованной в современном литературоведении, а те работы, которые посвящены сектантской проблематике у Мережковского, не рассматривают всех возможных источников: это не только романы «Александр I» и «Петр и Алексей», но глава «Религия» в труде Мережковского «Толстой и Достоевский»; сборники статей «В тихом омуте», «Не мир, но меч», «Больная Россия», «Было и будет» и еще некоторые его работы.
Цель исследования — на основе выделенной источниковой базы выявить особенности восприятия сект Мережковским.
Для того, чтобы решить эту проблему, во-первых, характеризуются секты, которые упоминает Мережковский (о них дается историческая справка).
Во-вторых, рассматриваются религиозно-философские взгляды писателя: Мережковский смотрит на явления жизни сквозь призму своей философии и, чтобы правильно оценить его отношение к сектам, надо проанализировать как связано оно с системой его религиозных воззрений.
В-третьих, анализируются все упоминания автора о сектантах в его дореволюционном творчестве.
Временные рамки работы 1893—1917 гг. Объект исследования — религиозно-философские воззрения Мережковского, предмет — его отношение к сектам.
В заключении показывается, что Мережковский — сторонник общества третьего завета. Писателя возмущало отрицательное отношение христианства к «плоти», которое тот понимал расширительно: это и пол, и искусство, и наука. Общество третьего завета, по его мнению, должно как следовать христианской этике, так и жить «творчеством» («благословенной плотью»). Общество третьего завета — безгосударственное, и оно может возникнуть в России только после революции, поэтому все силы, противостоящие романовскому государству, для Мережковского являются прогрессивными.
Те сектанты, которые разделяют подобные воззрения, близки и автору: это духоборы, штундисты, молокане, бегуны. Они не отрекаются от «плоти», но во всем остальном следуют христианской этике вплоть до отказа от участия в боевых действиях, и своим религиозным диссидентством и политическим саботажем они подрывают устои российской монархии. Политический идеал этих сект имеет анархический характер, в этом отношении он созвучен религиозной утопии Мережковского.
Писатель считает вредной секту скопцов, потому что они слишком последовательно воплощают «монашеский идеал»: их отказ от плоти носит хирургический характер. Кроме того, они, что показано в романе «Александр I», не противостоят государству, а слиты с ним в неразрывном единстве через сановников-скопцов. Политический идеал скопцов — государственнический, во главе их стоит лжецарь Петр III — Кондратий Селиванов, в этом отношении этот идеал противостоит обществу третьего завета по Мережковскому.