Концепт «искусство» в языковом сознании филологов и полицейских: сравнительное исследование
Ксения Алексеевна Еремеева
Докладчик
студент 4 курса
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Ключевые слова, аннотация
Предметом исследования выступил концепт «искусство», сформированный с помощью ассоциативного эксперимента в полевую структуру, включающую ядро, ближнюю и дальнюю периферии. Материалом исследования послужили 1640 реакций 82 опрошенных (41 филолог и 41 полицейский) в возрасте от 17 до 73 лет. При сравнительном анализе общих и различающихся реакций на стимул было выяснено, что филологи воспринимают искусство более обобщенно, сотрудники полиции — конкретно; одинаково важна для представителей обеих групп роль живописи, музыки и театра.
Тезисы
Ключевые слова: концепт; искусство; языковое сознание;
филологи; сотрудники полиции
Новизна исследования обусловлена тем, что изучение концепта «искусство» проводится, как правило, с лингвокультурологической точки зрения. Однако остается нерешенным вопрос восприятия искусства с точки зрения социо- и психолингвистики. Репрезентация концепта «искусство» в языковом сознании разных социальных групп является актуальной научной проблемой, поскольку профессия определяет способы мышления. В связи с этим в качестве информантов выступили две социальные группы: филологи — специалисты, изучающие культуру, и полицейские, которые не связаны с искусством напрямую в профессиональной среде.
Цель работы — сравнительный анализ концепта «искусство» в языковом сознании филологов и полицейских. Материалом исследования послужили 1640 реакций 82 опрошенных (41 филолог и 41 полицейский) в возрасте от 17 до 73 лет. Информантам было предложено написать по 20 реакций на стимул «искусство». В ходе работы над исследованием были применены следующие методы: свободный ассоциативный эксперимент; интерпретационный анализ; структурно-семантический анализ; сравнительный анализ.
Рассмотрим полученные результаты. Ядро концепта представляет собой набор общих представлений об искусстве, которые упоминаются информантами чаще всего. В ядро концепта филологов входят следующие тематические группы: виды искусства (музыка — 14,67%, театр — 10,05%, живопись — 14%), обобщенные понятия (творчество — 28,77%, красота — 26,03%), субъект искусства (художник — 42,22%). Тематические группы ядра концепта полицейских: виды искусства (музыка — 15,07%; живопись — 11,42%; театр — 10,05%); результат искусства (картина — 41,89%); субъект искусства (художник — 28,74%). Так, при анализе ядерной части концептов мы обнаруживаем, что как для филологов, так и для сотрудников полиции особую значимость имеют определенные виды искусства, а также один и тот же субъект искусства — художник.
Общие тематические группы, входящие в ближнюю периферию концепта обеих социальных групп: иные виды искусства; культурные объекты; то, с помощью чего создается искусство. Однако ближняя периферия концепта сотрудников полиции немного шире и включает в себя еще обобщенные понятия; субъекты искусства; результат искусства. Если обратить внимание на количественное соотношение упоминаемых элементов искусства, то увидим, что полицейские представляют его более конкретно, чаще филологов называя составляющие его элементы: балет — 9(ф):18(п); кино — 8(ф):18(п); танец(-цы) — 8(ф):11(п); опера — 5(ф):10(п); актер(-ы) — 4(ф):11(п). Кроме того, полицейские воспринимают искусство с точки зрения практического его применения в обыденной жизни: умения и технологии, виды спорта, способы досуга понимаются как искусство. Филологи, в свою очередь, воспринимают искусство через обобщенные категории: творчество — 22(ф):15(п); красота — 19(ф):10(п); культура — 15(ф):4(п); вдохновение — 9(ф):4(п); эстетика — 9(ф):2(п).
Дальняя периферия обоих концептов состоит из более редких, индивидуальных реакций информантов, большую часть которых составляют эмоционально-оценочные ассоциации.
Таким образом, при анализе общих реакций на стимул было выяснено, что в языковом сознании филологов и полицейских прослеживаются разные способы представления искусства: первые воспринимают его более обобщенно, вторые — конкретно. Несмотря на это, показатели ядерной части концепта демонстрируют одинаковую значимость живописи, музыки, театра.
Новизна исследования обусловлена тем, что изучение концепта «искусство» проводится, как правило, с лингвокультурологической точки зрения. Однако остается нерешенным вопрос восприятия искусства с точки зрения социо- и психолингвистики. Репрезентация концепта «искусство» в языковом сознании разных социальных групп является актуальной научной проблемой, поскольку профессия определяет способы мышления. В связи с этим в качестве информантов выступили две социальные группы: филологи — специалисты, изучающие культуру, и полицейские, которые не связаны с искусством напрямую в профессиональной среде.
Цель работы — сравнительный анализ концепта «искусство» в языковом сознании филологов и полицейских. Материалом исследования послужили 1640 реакций 82 опрошенных (41 филолог и 41 полицейский) в возрасте от 17 до 73 лет. Информантам было предложено написать по 20 реакций на стимул «искусство». В ходе работы над исследованием были применены следующие методы: свободный ассоциативный эксперимент; интерпретационный анализ; структурно-семантический анализ; сравнительный анализ.
Рассмотрим полученные результаты. Ядро концепта представляет собой набор общих представлений об искусстве, которые упоминаются информантами чаще всего. В ядро концепта филологов входят следующие тематические группы: виды искусства (музыка — 14,67%, театр — 10,05%, живопись — 14%), обобщенные понятия (творчество — 28,77%, красота — 26,03%), субъект искусства (художник — 42,22%). Тематические группы ядра концепта полицейских: виды искусства (музыка — 15,07%; живопись — 11,42%; театр — 10,05%); результат искусства (картина — 41,89%); субъект искусства (художник — 28,74%). Так, при анализе ядерной части концептов мы обнаруживаем, что как для филологов, так и для сотрудников полиции особую значимость имеют определенные виды искусства, а также один и тот же субъект искусства — художник.
Общие тематические группы, входящие в ближнюю периферию концепта обеих социальных групп: иные виды искусства; культурные объекты; то, с помощью чего создается искусство. Однако ближняя периферия концепта сотрудников полиции немного шире и включает в себя еще обобщенные понятия; субъекты искусства; результат искусства. Если обратить внимание на количественное соотношение упоминаемых элементов искусства, то увидим, что полицейские представляют его более конкретно, чаще филологов называя составляющие его элементы: балет — 9(ф):18(п); кино — 8(ф):18(п); танец(-цы) — 8(ф):11(п); опера — 5(ф):10(п); актер(-ы) — 4(ф):11(п). Кроме того, полицейские воспринимают искусство с точки зрения практического его применения в обыденной жизни: умения и технологии, виды спорта, способы досуга понимаются как искусство. Филологи, в свою очередь, воспринимают искусство через обобщенные категории: творчество — 22(ф):15(п); красота — 19(ф):10(п); культура — 15(ф):4(п); вдохновение — 9(ф):4(п); эстетика — 9(ф):2(п).
Дальняя периферия обоих концептов состоит из более редких, индивидуальных реакций информантов, большую часть которых составляют эмоционально-оценочные ассоциации.
Таким образом, при анализе общих реакций на стимул было выяснено, что в языковом сознании филологов и полицейских прослеживаются разные способы представления искусства: первые воспринимают его более обобщенно, вторые — конкретно. Несмотря на это, показатели ядерной части концепта демонстрируют одинаковую значимость живописи, музыки, театра.