Готические элементы в криминальном романе Т. Френч «Сходство» («The Likeness»)
Василиса Александровна Фомич
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Целью настоящего доклада является выявление и анализ готических черт криминального романа современной ирландской писательницы Т. Френч (T. French, 1973) «Сходство» («The Likeness», 2008). Исследуя лежащий в основе текста двойнический сюжет, мы также обращаем внимание на готические черты места действия романа и мотив призраков прошлого, наряду с характерными для ирландской готики мотивами опасности домашнего пространства и мрачных семейных тайн. Делается вывод о том, что готические элементы используются Френч для раскрытия внутреннего состояния персонажей и проблем современной Ирландии.
Тезисы
Ключевые слова: современная ирландская литература; криминальный роман; готическая литература; ирландская готика
Утратив популярность после 1820-х гг., готический роман по-прежнему продолжает влиять на развитие других жанров, заимствующих и переосмысляющих готические тропы [Spooner, 2010: 246]. Среди этих жанров оказывается и криминальный роман (понимаемый нами как обобщающий термин для текстов о преступлениях и их расследованиях), который помнит о своем готическом наследии по сей день. В настоящем докладе мы покажем это на примере криминального романа современной ирландской писательницы Т. Френч (T. French, 1973) «Сходство» («The Likeness», 2008). Цель работы — выделить готические элементы в романе и проанализировать, во-первых, какую роль они играют в тексте, во-вторых, как они соотносятся с традицией ирландской литературной готики. Многие специалисты писали об отдельных готических чертах «Сходства», однако комплексной работы, посвященной этой теме, не существует, что мы и попытаемся восполнить в нашем исследовании.
В основе романа лежит типичный для готики двойнический сюжет: главная героиня детектив Кэсси Мэддокс расследует убийство молодой девушки, которая оказалась похожа на Кэсси как две капли воды и последние годы жила под именем Лекси Мэдисон — личности, которую Кэсси когда-то придумала для работы под прикрытием. Пользуясь этим сходством, Кэсси внедряется в круг друзей Лекси, живущих в усадьбе «Боярышник». Детектив начинает испытывать почти мистическую связь с умершей и постепенно теряет грань между собой и двойником. Здесь проявляется внутренняя двойственность самой Кэсси, вызванная недавней психологической травмой.
Мотив призраков прошлого, определяющих события настоящего, является свойственным для готики и раскрывается не только на примере Кэсси. Напр., враждебное отношение жителей прилегающей деревни к обитателям «Боярышника» объясняется памятью о колониальном прошлом, в том числе об убийстве деревенской девушки, совершенном одним из предков нынешнего владельца усадьбы. Зловещая история только подчеркивает проступающие в образе старинного «Боярышника» готические черты: так, иногда Кэсси воспринимает дом как враждебно наблюдающее за ней существо, ожидает обнаружить в нем потайные лестницы и коридоры. Ее опасения не напрасны — дом действительно таит в себе угрозу: именно здесь Лекси ударил ножом один из ее друзей (союз которых можно считать эквивалентом семьи), и теперь они скрывают эту тайну, актуализируя очередной готический мотив.
Внимание к угрозе, скрытой в домашнем пространстве, а также к искажениям «я» и семейным тайнам — характерные особенности ирландской готики, которые Френч заимствует из произведений Ш. Ле Фаню и Э. Боуэн и переосмысляет в контексте критики последствий «Кельтского тигра» [Johnsen, 2018]. Сюда входят экономический упадок, потеря ценностных ориентиров и давление на индивида, на фоне которых и совершается центральное преступление романа. Таким образом, продолжая литературную традицию Ирландии, Френч использует готические элементы для раскрытия психологического состояния персонажей и изображения современных проблем страны.
Литература:
Утратив популярность после 1820-х гг., готический роман по-прежнему продолжает влиять на развитие других жанров, заимствующих и переосмысляющих готические тропы [Spooner, 2010: 246]. Среди этих жанров оказывается и криминальный роман (понимаемый нами как обобщающий термин для текстов о преступлениях и их расследованиях), который помнит о своем готическом наследии по сей день. В настоящем докладе мы покажем это на примере криминального романа современной ирландской писательницы Т. Френч (T. French, 1973) «Сходство» («The Likeness», 2008). Цель работы — выделить готические элементы в романе и проанализировать, во-первых, какую роль они играют в тексте, во-вторых, как они соотносятся с традицией ирландской литературной готики. Многие специалисты писали об отдельных готических чертах «Сходства», однако комплексной работы, посвященной этой теме, не существует, что мы и попытаемся восполнить в нашем исследовании.
В основе романа лежит типичный для готики двойнический сюжет: главная героиня детектив Кэсси Мэддокс расследует убийство молодой девушки, которая оказалась похожа на Кэсси как две капли воды и последние годы жила под именем Лекси Мэдисон — личности, которую Кэсси когда-то придумала для работы под прикрытием. Пользуясь этим сходством, Кэсси внедряется в круг друзей Лекси, живущих в усадьбе «Боярышник». Детектив начинает испытывать почти мистическую связь с умершей и постепенно теряет грань между собой и двойником. Здесь проявляется внутренняя двойственность самой Кэсси, вызванная недавней психологической травмой.
Мотив призраков прошлого, определяющих события настоящего, является свойственным для готики и раскрывается не только на примере Кэсси. Напр., враждебное отношение жителей прилегающей деревни к обитателям «Боярышника» объясняется памятью о колониальном прошлом, в том числе об убийстве деревенской девушки, совершенном одним из предков нынешнего владельца усадьбы. Зловещая история только подчеркивает проступающие в образе старинного «Боярышника» готические черты: так, иногда Кэсси воспринимает дом как враждебно наблюдающее за ней существо, ожидает обнаружить в нем потайные лестницы и коридоры. Ее опасения не напрасны — дом действительно таит в себе угрозу: именно здесь Лекси ударил ножом один из ее друзей (союз которых можно считать эквивалентом семьи), и теперь они скрывают эту тайну, актуализируя очередной готический мотив.
Внимание к угрозе, скрытой в домашнем пространстве, а также к искажениям «я» и семейным тайнам — характерные особенности ирландской готики, которые Френч заимствует из произведений Ш. Ле Фаню и Э. Боуэн и переосмысляет в контексте критики последствий «Кельтского тигра» [Johnsen, 2018]. Сюда входят экономический упадок, потеря ценностных ориентиров и давление на индивида, на фоне которых и совершается центральное преступление романа. Таким образом, продолжая литературную традицию Ирландии, Френч использует готические элементы для раскрытия психологического состояния персонажей и изображения современных проблем страны.
Литература:
Johnsen R. E. The House and the Hallucination in Tana French's New Irish Gothic // Domestic Noir: The New Face of 21st Century Crime Fiction / L. Joyce, H. Sutton (eds.). London: Palgrave Macmillan, 2018. P. 221—239.
Spooner C. Crime and the Gothic // A Companion to Crime Fiction / C. Rzepka, L. Horsley (eds.). Hoboken: Wiley Blackwell, 2010. P. 245—257.