XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Мотив цикличности в греческой и балканской литературе XX в.

Арина Антоновна Затолокина
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Исследование, представленное в рамках настоящего доклада, посвящено мотиву цикличности в романах З. Затели, И. Кадарэ и Г. Петровича. В рамках исследования с помощью литературного анализа определяется функционирование мотива цикличности в выбранных романах и его роль в формировании художественного времени произведений.

Тезисы

Ключевые слова: греческая литература; балканская литература; художественное время; мотив цикличности

Данное исследование ставит перед собой задачу провести литературный анализ романов З. Затели (р. 1951 г., 
Ζατέλη), И. Кадарэ (1936—2024, Kadare) и Г. Петровича (1927—1993, Петровић) и выявить особенности функционирования мотива цикличности в выбранных произведениях. 
Мотив цикличности в художественном пространстве романов выражен природным циклом, определяющим жизнь людей. Закон природы, согласно которому все живое обречено на гибель, формирует одну из центральных оппозиций трех романов 
— рождение и смерть. Так, бесконечная череда рождений и смерти представляет собой «...древнее цикличное понимание мира, где рождение и смерть составляют единое целое...» [Θεωρητική λαογραφία, 2009: 315]. Рождение и смерть воспринимаются героями романа «И в сумерках они приходят вновь» как естественные элементы жизненного цикла, которые «...походят на неожиданные повороты замысловатой игры, о которой говорят, что возникновением своим она обязана Дьяволу...» («...μοιάζει μέ τίς κινήσεις καί τ’ἀπρόοπτα ἑνός πολυμήχανου παιχνιδιοῦ, ἑνός σχεδίου ἀπό ἐκεῖνα πού τήν σύλληψή τους λένε χρωστοῦν στό Διάβολο...») [Ζατέλη, 1983: 15]. 
Времена года обладают семантической нагруженностью; зима связана с гибелью живого не только в мире природы, но и в мире людей. Время суровых заморозков приносит героям романа Затели череду смертей, забирая главу семейства: «...И зима не прошла бы, не забрав еще и Эсхатоса...» («...Καί δέν θά ’φευγε ὁ χειμῶνας ἄν δέν ἔπαιρνε καί τόν Ἔσχατο…») [«
Ζατέλη, 1983: 328]. Имя «Эсхатос» с греческого буквально переводится как «последний». Одушевленная зимняя стихия мешает генералу в романе Кадарэ «Генерал мертвой армии» вернуть тела солдатов на родину: «...Снег точно не хотел отдавать им то, что было погребено под ним...» [Кадарэ, 2006: 206].
В романе Петровича «Атлас, составленный небом» каждое из времен года соответствует определенному психологическому состоянию в душе человека. Так, зимой «...все впадает в приятную дремоту воспоминаний или забвения...», весной «...человек обновляет эпидермис души...» [
Петрович, 2024: 109]. 
С календарным циклом связаны многие праздники и ритуалы. Так, в романе Затели каждый год в весеннее время 12-летние мальчики принимают участие в особом ритуале инициации, включающем в себя элементы мифоритуального сценария человеческой жизни 
— смерть ритуального животного, становление мальчика мужчиной через символическое воспроизведение брака: «...Их одевали в красивую черно-белую одежду... <...> ...и вели их на задний двор дома, где они зарежут первое животное в их жизни...» («...Τά ἔντυναν μέ ὡραῖα ἀσπρόμαυρα ρούχα... <...> ...καί τά ὀδηγοῦσαν στήν αὐλή τοῦ σπιτιοῦ νά σφάξουν τό πρῶτο ζῶο τῆς ζωῆς τους...») [Ζατέλη, 1983: 14].
Таким образом, мотив цикличности является одним из важных элементов функционирования пространства и времени в выбранных произведениях. Действие задается природным циклом, который не просто регулирует жизнь людей, но и реализуется в мотивах рождения и смерти, формируя одну из наиболее семантически нагруженных оппозиций.

Литература:

Кадарэ И. Генерал мертвой армии / Пер. В. Тюхин. СПб., 2006. 
Петрович Г. Атлас, составленный небом / Пер. Л. Савельева. М., 2024.
Πούχνερ Β. Θεωρητική Λαογραφία. Αθήνα, 2009.
Ζατέλη Ζ . Καί μέ τό φῶς τοῦ λύκου ἐπανέρχονται. Αθήνα, 1983.