XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Художественное своеобразие сборника «Какаду» П. Уайта

Александра Владимировна Зеленева
Докладчик
магистрант 2 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

Настоящий доклад посвящен художественному своеобразию сборника малой прозы П. Уайта (P. White, 1912—1990) «Какаду» («The Cockatoos»), ранее не изученного детально. В рассказах, объединенных темами одиночества и поиска истины, обнаруживаются характерные для Уайта художественные детали, подтекст и минималистичный стиль. Анализ показывает, что сборник соотносится с модернистскими тенденциями мировой литературы XX в.

Тезисы

Ключевые слова: австралийская литература; малая проза; подтекст; художественная деталь

Патрик Виктор Мартиндейл Уайт (Patrick Victor Martindale White, 1912—1990) — австралийский писатель, один из выдающихся англоязычных романистов ХХ в., лауреат Нобелевской премии по литературе 1973 г. «за эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк». Полученные от премии деньги Патрик использовал для учреждения собственной Премии Патрика Уайта, которая ежегодно вручается молодым талантливым писателям, не имеющим средств для продвижения своих работ. В 1979 г. его роман «Дело Твайборна» («The Twyborn Affairs») был номинирован на Букеровскую премию, но сам писатель отказался от этого, мотивируя это тем, что хочет дать шанс молодым писателям. В качестве материала данного исследования выступает сборник «Какаду» («The Cockatoos», 1974), включающий в себя шесть рассказов. Данные произведения объединены темой одиночества, нереализованных желаний и скрытых психологических переживаний. Протагонисты большинства рассказов — пожилые люди, оказавшиеся в изоляции от общества и друг друга, переживающие внутренний кризис. Цель нашей работы — изучить художественное своеобразие малой прозы Уайта на примере данного сборника. Новизна исследования заключается в анализе подтекста в малой прозе Уайта, который ранее не был предметом детального изучения. Наше исследование изучает, как автор достигает глубокой смысловой многослойности своих текстов через минималистичную форму и подтекст. Художественное своеобразие сборника заключается в обилии подтекстов, создаваемых через скрытые диалоги, недосказанность, повторы мотивов и символических деталей. Художественные детали влияют на понимание тематики, проблематики произведения и психологизма в нем. Одним из ключевых приемов Уайта является использование символики природы, цвета и запахов. В повести «Какаду» («The Cockatoos») одноименные птицы становятся метафорой несбывшихся надежд героев. В рассказе «Сицилийская вечерня» («Sicilian Vespers») художественные детали помогают передать подавленную сексуальность главной героини. В рассказе «Сытое брюхо» («The Full Belly») описание цвета и запахов отражают внутреннее состояние главного героя. Произведения сборника демонстрируют влияние литературного минимализма. Краткие диалоги, отсутствие детальных описаний, акцент на внутренних переживаниях персонажей — все это позволяет достигать высокой концентрации смысла в небольшом объеме текста.