Гоголь в XXI в.: постмодернизм и коммерциализация классики (на материале кинотрилогии Е. Баранова «Гоголь» и одноименного сериала)
Иванна Андреевна Федоренко
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу экранизаций произведений Н. В. Гоголя в кинотрилогии Е. Баранова и одноименном сериале в контексте постмодернизма и коммерциализации классики. Рассматриваются жанровые клише, визуальные и нарративные приемы, ориентированные на массового зрителя, а также размывание границ между автором и персонажем. Исследование основано на компаративном, семиотическом и историко-культурном анализе. Делается вывод, что такие адаптации привлекают зрителей, но вызывают споры о художественной ценности.
Тезисы
Ключевые слова: Н. В. Гоголь; adaptation studies; экранизация
Доклад посвящен анализу экранизаций произведений Н. В. Гоголя в кинотрилогии Е. Баранова «Гоголь» и одноименном сериале в контексте коммерциализации классики. В работе рассматривается, как режиссерская интерпретация произведений писателя сочетает жанровые клише, визуальные и нарративные приемы, ориентированные на массового зрителя, с литературным наследием Гоголя. Основными методами работы являются компаративный анализ, историко-культурный метод и семиотический анализ. В качестве источников помимо произведений Гоголя, используемых в экранизациях («Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»), и самих экранизаций («Гоголь. Начало» (2017), «Гоголь. Вий» (2017), «Гоголь. Страшная месть» (2018), сериал «Гоголь» (2019)) используются также статьи российских и зарубежных кинокритиков об экранизации (рецензии в изданиях «КиноПоиск», «Искусство кино») и интервью с режиссером Барановым, сценаристами и продюсерами фильмов и сериала.
Целью исследования является анализ экранизаций произведений Гоголя в кинотрилогии Баранова и одноименном сериале с точки зрения постмодернистского подхода и коммерциализации классики, а также оценка того, как режиссерские решения и жанровые элементы ориентируются на массового зрителя и соответствуют современным кинематографическим трендам.
В контексте постмодернистского подхода внимание уделяется размытию границ между реальностью и вымыслом, а также между автором и персонажем, когда сам Гоголь становится не только писателем, но и центральным героем сюжета. В докладе будет также затронута тема классики как прибыльного материала для кинопроизводства: фильмы адаптируют и переосмысляют классическое произведение с целью достижения кассового успеха среди массового зрителя, несмотря на критику со стороны общественности и киноведов.
В ходе работы был сделан вывод, что экранизации произведений Гоголя в интерпретации Баранова становятся примером постмодернистского подхода и коммерциализации классической литературы. Режиссерская свобода в адаптации, ориентация на массового зрителя, использование жанровых клише и популярных кинематографических приемов не только создают успешные кассовые картины, но и влияют на восприятие классики в XXI в. Важно отметить, что такой подход привлекает внимание зрителей, но не всегда соответствует высоким художественным стандартам, что вызывает смешанную реакцию как у зрителей, так и у критиков.
Доклад посвящен анализу экранизаций произведений Н. В. Гоголя в кинотрилогии Е. Баранова «Гоголь» и одноименном сериале в контексте коммерциализации классики. В работе рассматривается, как режиссерская интерпретация произведений писателя сочетает жанровые клише, визуальные и нарративные приемы, ориентированные на массового зрителя, с литературным наследием Гоголя. Основными методами работы являются компаративный анализ, историко-культурный метод и семиотический анализ. В качестве источников помимо произведений Гоголя, используемых в экранизациях («Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»), и самих экранизаций («Гоголь. Начало» (2017), «Гоголь. Вий» (2017), «Гоголь. Страшная месть» (2018), сериал «Гоголь» (2019)) используются также статьи российских и зарубежных кинокритиков об экранизации (рецензии в изданиях «КиноПоиск», «Искусство кино») и интервью с режиссером Барановым, сценаристами и продюсерами фильмов и сериала.
Целью исследования является анализ экранизаций произведений Гоголя в кинотрилогии Баранова и одноименном сериале с точки зрения постмодернистского подхода и коммерциализации классики, а также оценка того, как режиссерские решения и жанровые элементы ориентируются на массового зрителя и соответствуют современным кинематографическим трендам.
В контексте постмодернистского подхода внимание уделяется размытию границ между реальностью и вымыслом, а также между автором и персонажем, когда сам Гоголь становится не только писателем, но и центральным героем сюжета. В докладе будет также затронута тема классики как прибыльного материала для кинопроизводства: фильмы адаптируют и переосмысляют классическое произведение с целью достижения кассового успеха среди массового зрителя, несмотря на критику со стороны общественности и киноведов.
В ходе работы был сделан вывод, что экранизации произведений Гоголя в интерпретации Баранова становятся примером постмодернистского подхода и коммерциализации классической литературы. Режиссерская свобода в адаптации, ориентация на массового зрителя, использование жанровых клише и популярных кинематографических приемов не только создают успешные кассовые картины, но и влияют на восприятие классики в XXI в. Важно отметить, что такой подход привлекает внимание зрителей, но не всегда соответствует высоким художественным стандартам, что вызывает смешанную реакцию как у зрителей, так и у критиков.