XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Поэтика современного автофикционального романа

Арина Романовна Герина
Докладчик
студент 3 курса
Южный федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе анализируется поэтика автофикционального романа, появление автофикшена как жанра, а также его функционирование в современном литературном процессе.

Тезисы

Ключевые слова: автофикшен; псевдоавтобиография; Е. Джаббарова; субжанр

Автофикшен как разновидность художественной биографии в ее вариациях с каждым годом набирает популярность в современном литературном процессе. Принято считать, что этот неологизм впервые употребил С. Дубровский в 1977 г., характеризуя жанровую модель своего романа «Сын»:
«Перед вами — вымысел абсолютно достоверных событий и фактов; если угодно, автофикшн, доверивший язык авантюры авантюре языка, за пределами синтаксиса романа, будь то традиционного или нового. Столкновения, нити слов, аллитерации, ассонансы, диссонансы, письмо до или после литературы, конкретное, как сказали бы о музыке» [Мызникова, 2019]. Этот жанр, сочетающий в себе несочетаемое — автобиографию и роман — представляет собой сложный для изучения материал.
А. Д. Белогорцев выделяет некоторые особенности автофикциональных текстов: автобиография как основа текста, размытие границ между реальностью и вымыслом; видоизменение привычной структуры повествования; стилеобразующая роль рассказчика, сближение литературного языка с разговорным [Белогорцев, 2019]. В связи с этим, нам представляется важным выяснить, какие конкретные средства позволяют автору изменять привычную жанровую модель романа, выделить и систематизировать их. В отечественной литературе последних лет автофикшен лишь становится популярнее среди писателей и читателей. Исследователи отмечают, что «широкая популярность автофикшена в современной литературе связывается с тенденцией «новой искренности» в литературе метамодернизма [Китова, 2024]. Роман Е. Джаббаровой «Дуа за неверного», вышедший в 2024 г., является примером автофикционального текста, характеризующегося стремлением к нивелированию онтологических границ между художественным и реальным мирами. Целью работы является исследование актуальных подходов к литературоведческому анализу автофикшена на примере вышеуказанного произведения. Результат работы предполагает выявление ключевых характеристик жанра, анализ имеющихся подходов к прочтению автофикшена, выделение особенностей поэтики романа Джаббаровой «Дуа за неверного», а также выработка целостного метода для дальнейших исследований.

Литература:
Белогорцев А. Д. Автофикшн, или Псевдоавтобиография: особенности жанра в современной русской литературе // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023. №3. С. 23—33. 
Китова А. Н. Своеобразие презентации автофикшна в романе О. Васякиной «Рана» // INIТIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения: Сб. ст. молодых ученых. Вып. 7. Екатеринбург, 2024. С. 129—132.
Мызникова Д. А. Вымысел фактов: автофикшн. Приемы и особенности // Научно-популярный журнал «ИКСТАТИ». 2019. URL: https://spb.hse.ru/ixtati/news/327726305.html (дата обращения: 15.02.2025).