Просодические характеристики академического дискурса и их восприятие
Рената Руслановна Титова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В данной работе представлены результаты акустического
и корреляционного анализов просодического оформления речи четырех
преподавателей в начале и середине лекций (длительность
синтагм, частоты и диапазона основного тона, флуктуации темпа речи, видов
интонационных конструкций). Представлены также результаты двух перцептивных экспериментов, где респонденты
оценивали, нравится ли им звучание голоса лектора, заинтересовал ли он их,
какие эмоции они слышат в его речи. В ходе анализа было выявлено, как
соотносятся просодические характеристики речи лектора и его влияние на аудиторию.
Тезисы
Ключевые слова: академический дискурс; восприятие просодии; интонационное оформление лекции; анализ просодии
Целью исследования является определение значимости просодических средств в разных структурных элементах лекций высших учебных заведений. Лекция — один из видов академического дискурса, который, в свою очередь, характеризуется интеграцией элементов научного стиля и разговорной речи [Фрейдина и др., 2013]. Изучая академический дискурс, современные ученые часто говорят о влиянии на аудиторию таких особенностей, как диалогизированность речи и индивидуальный стиль оратора. Это влияние осуществляется в том числе за счет выбора просодических стратегий говорящего. Выявление влияния интонационных характеристик на их восприятие обучающимися может помочь при составлении методических рекомендаций для преподавателей, голосовых помощников, при использовании системы искусственного интеллекта в образовательных целях.
В рамках методологии исследования предусмотрено: разделение лекционного материала на структурные компоненты, просодический анализ вступительной части лекции и ее середины с использованием программного обеспечения WaveAssistant (оценка темпа речи, частоты и диапазона основного тона, интонационных конструкций, характеристик пауз). Анализ показал использование лекторами значительного количества смысловых пауз (пауз молчания) и заполненных пауз хезитации. В большинстве случаев в начале лекции преобладали неконечные синтагмы, разделенные данными видами пауз, лекторы использовали интонационную конструкцию — ИК-3 — по Е. А. Брызгуновой [Брызгунова, 1981] как во вступительной части, так и в середине лекции.
Проведение перцептивных экспериментов для вступительного элемента лекций — для двух и для шести лекторов (оценка приятности голоса, эмоциональности речи, темпа, распознавание эмоций) — показало, что более высокие оценки получили лекторы с бо́льшим диапазоном основного тона (от 123 Гц), бо́льшим темпом речи (от 4,8 слог/сек) и меньшей долей пауз (13—19%). Корреляции между средней ЧОТ лектора и высокими оценками по параметру «приятный» не выявилось. Присутствовала слабая отрицательная корреляция между разнообразием ИК и высокими оценками. Восприятие темпа речи соответствовало реальному темпу речи лекторов.
Кроме того, был проведен корреляционный анализ между двумя частями лекций (длительность синтагм, частоты и диапазона основного тона, флуктуации темпа речи, видов интонационных конструкций).
Особый интерес представляет изучение корреляции между оценками, полученными в ходе перцептивных экспериментов, и данными, полученными при корреляционном анализе. Планируется также проверить гипотезу о влиянии разнообразности интонационных конструкций на оценки слушателей.
Литература:
Брызгунова Е. А. Звуки и интонации русской речи. М., 1981.
Фрейдина Е. Л., Ковпак Н. А., Королева Ю. П., Пчелина Т. М., Сейранян М. Ю., Смирнова О. Н. Просодия публичной речи. М., 2013.
Целью исследования является определение значимости просодических средств в разных структурных элементах лекций высших учебных заведений. Лекция — один из видов академического дискурса, который, в свою очередь, характеризуется интеграцией элементов научного стиля и разговорной речи [Фрейдина и др., 2013]. Изучая академический дискурс, современные ученые часто говорят о влиянии на аудиторию таких особенностей, как диалогизированность речи и индивидуальный стиль оратора. Это влияние осуществляется в том числе за счет выбора просодических стратегий говорящего. Выявление влияния интонационных характеристик на их восприятие обучающимися может помочь при составлении методических рекомендаций для преподавателей, голосовых помощников, при использовании системы искусственного интеллекта в образовательных целях.
В рамках методологии исследования предусмотрено: разделение лекционного материала на структурные компоненты, просодический анализ вступительной части лекции и ее середины с использованием программного обеспечения WaveAssistant (оценка темпа речи, частоты и диапазона основного тона, интонационных конструкций, характеристик пауз). Анализ показал использование лекторами значительного количества смысловых пауз (пауз молчания) и заполненных пауз хезитации. В большинстве случаев в начале лекции преобладали неконечные синтагмы, разделенные данными видами пауз, лекторы использовали интонационную конструкцию — ИК-3 — по Е. А. Брызгуновой [Брызгунова, 1981] как во вступительной части, так и в середине лекции.
Проведение перцептивных экспериментов для вступительного элемента лекций — для двух и для шести лекторов (оценка приятности голоса, эмоциональности речи, темпа, распознавание эмоций) — показало, что более высокие оценки получили лекторы с бо́льшим диапазоном основного тона (от 123 Гц), бо́льшим темпом речи (от 4,8 слог/сек) и меньшей долей пауз (13—19%). Корреляции между средней ЧОТ лектора и высокими оценками по параметру «приятный» не выявилось. Присутствовала слабая отрицательная корреляция между разнообразием ИК и высокими оценками. Восприятие темпа речи соответствовало реальному темпу речи лекторов.
Кроме того, был проведен корреляционный анализ между двумя частями лекций (длительность синтагм, частоты и диапазона основного тона, флуктуации темпа речи, видов интонационных конструкций).
Особый интерес представляет изучение корреляции между оценками, полученными в ходе перцептивных экспериментов, и данными, полученными при корреляционном анализе. Планируется также проверить гипотезу о влиянии разнообразности интонационных конструкций на оценки слушателей.
Литература:
Брызгунова Е. А. Звуки и интонации русской речи. М., 1981.
Фрейдина Е. Л., Ковпак Н. А., Королева Ю. П., Пчелина Т. М., Сейранян М. Ю., Смирнова О. Н. Просодия публичной речи. М., 2013.