Просодические характеристики шуток в русском языке
Иван Владимирович Гусев
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Цель данного исследования — изучение просодии устных шуток на материале русского языка. Были проанализированы четыре стендап-концерта (Арановой, Складчиковой, Усовича и Оганесяна) общей продолжительностью 250 минут. Респонденты правильно определили фразы из панчлайнов в 88% случаев. Шуточные панчлайны оказались медленнее нейтральных высказываний на 11%, а мелодический диапазон шуток больше диапазона нейтральных высказываний на 4 полутона.
Тезисы
Ключевые слова: просодия; шуточная речь; акустика; перцептивный эксперимент
Исследование основано на четырех видеозаписях стендап-концертов общей длительностью 250 минут: Арановa Елизавета Варвара («Взлеты и Падения»), Вика Складчикова («Сольный концерт 2024»), Ваня Усович («40 лет максимум») и Гарик Оганисян («Жизнь — худший драматург»). Записи имели частоту дискретизации 44100 Гц. Разметка сигналов выполнена в Praat, где были созданы отдельные слои для аннотации нейтральных и шуточных высказываний (в частности, панчлайнов), межсинтагменных пауз, внутрисинтагменных пауз и пауз между сетапом и панчлайном. Аннотация на разных слоях облегчила дальнейший автоматический анализ.
В ходе акустического анализа были рассмотрены следующие просодические параметры в нейтральных и шуточных высказываниях: 1) средняя интенсивность; 2) артикуляторный темп (количество слогов в секунду); 3) средняя длительность различных видов пауз: внутри синтагм, на границе синтагм, а также отдельно рассматривались паузы между сетапом и панчлайном; 4) мелодический диапазон; 5) частота реализации различных интонационных моделей по системе Н. Б. Вольской.
Затем был проведен перцептивный эксперимент:
1. С помощью программы Praat из нейтральных высказываний, а также из панчлайнов шуточных высказываний были вырезаны слова, содержащие интонационный центр высказывания.
2. На сайте SoSci Survey был создан опрос, где респонденты относили слова к разным контекстам.
3. Результаты были проанализированы в программе Excel. Финальным шагом стал сравнительный анализ акустических характеристик верно и неверно определенных панчлайнов.
Слушатели в 88% случаев правильно соотнесли фрагменты шуточных панчлайнов с контекстами, из которых они были вырезаны. Данные акустического анализа не выявили закономерностей изменения интенсивности. Шуточные панчлайны оказались медленнее нейтральных высказываний на 11%. Паузы в шуточных и нейтральных высказываниях различались: внутрисинтагменные паузы в нейтральных фразах оказались короче на 34%, чем внутрисинтагменные паузы в шуточных фразах. Паузы между сетапом и панчлайном (в шуточных контекстах) были значительно длиннее всех остальных рассмотренных типов пауз как в шуточных, так и в нейтральных высказываниях. Мелодический диапазон в шутках был увеличен в среднем на 4 полутона по сравнению с нейтральными высказываниями.
Исследование показало различия в паузации, темпе и мелодике шуточных и нейтральных высказываний, что позволяет предположить наличие просодических маркеров шуточной речи. Перцептивный эксперимент подтвердил релевантность мелодических и темпоральных характеристик для восприятия шутки носителями языка без опоры на контекст. В будущем планируется увеличить объем материала и модифицировать звуковой сигнал для изучения влияния отдельных просодических параметров на восприятие шуток.
Исследование основано на четырех видеозаписях стендап-концертов общей длительностью 250 минут: Арановa Елизавета Варвара («Взлеты и Падения»), Вика Складчикова («Сольный концерт 2024»), Ваня Усович («40 лет максимум») и Гарик Оганисян («Жизнь — худший драматург»). Записи имели частоту дискретизации 44100 Гц. Разметка сигналов выполнена в Praat, где были созданы отдельные слои для аннотации нейтральных и шуточных высказываний (в частности, панчлайнов), межсинтагменных пауз, внутрисинтагменных пауз и пауз между сетапом и панчлайном. Аннотация на разных слоях облегчила дальнейший автоматический анализ.
В ходе акустического анализа были рассмотрены следующие просодические параметры в нейтральных и шуточных высказываниях: 1) средняя интенсивность; 2) артикуляторный темп (количество слогов в секунду); 3) средняя длительность различных видов пауз: внутри синтагм, на границе синтагм, а также отдельно рассматривались паузы между сетапом и панчлайном; 4) мелодический диапазон; 5) частота реализации различных интонационных моделей по системе Н. Б. Вольской.
Затем был проведен перцептивный эксперимент:
1. С помощью программы Praat из нейтральных высказываний, а также из панчлайнов шуточных высказываний были вырезаны слова, содержащие интонационный центр высказывания.
2. На сайте SoSci Survey был создан опрос, где респонденты относили слова к разным контекстам.
3. Результаты были проанализированы в программе Excel. Финальным шагом стал сравнительный анализ акустических характеристик верно и неверно определенных панчлайнов.
Слушатели в 88% случаев правильно соотнесли фрагменты шуточных панчлайнов с контекстами, из которых они были вырезаны. Данные акустического анализа не выявили закономерностей изменения интенсивности. Шуточные панчлайны оказались медленнее нейтральных высказываний на 11%. Паузы в шуточных и нейтральных высказываниях различались: внутрисинтагменные паузы в нейтральных фразах оказались короче на 34%, чем внутрисинтагменные паузы в шуточных фразах. Паузы между сетапом и панчлайном (в шуточных контекстах) были значительно длиннее всех остальных рассмотренных типов пауз как в шуточных, так и в нейтральных высказываниях. Мелодический диапазон в шутках был увеличен в среднем на 4 полутона по сравнению с нейтральными высказываниями.
Исследование показало различия в паузации, темпе и мелодике шуточных и нейтральных высказываний, что позволяет предположить наличие просодических маркеров шуточной речи. Перцептивный эксперимент подтвердил релевантность мелодических и темпоральных характеристик для восприятия шутки носителями языка без опоры на контекст. В будущем планируется увеличить объем материала и модифицировать звуковой сигнал для изучения влияния отдельных просодических параметров на восприятие шуток.