Свадебный обряд в сказочной реальности
Мария Денисовна Ашихмина
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В настоящем докладе речь пойдет о разных сказочных жанрах,
в которых встречается упоминание свадебного обряда. Материалом послужили сказки из
следующих сборников: «Народные русские сказки» А. Н.
Афанасьева, «Старая погудка на новой лад, или Полное собрание
древних простонародных сказок», «Сказы и сказки Беломорья и Пинежья», а также «Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с
ней губерниях». Цель доклада — показать функцию свадебного обряда в сказочной прозе.
Тезисы
Ключевые слова: фольклор; сказки; свадебный обряд; мотив
В фокусе моего внимания оказались сказки, в которых встречается описание или упоминания свадебного обряда. В качестве примера я взяла три сюжета (с их вариантами) в следующих сборниках: «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева, «Старая погудка на новой лад, или Полное собрание древних простонародных сказок», «Сказы и сказки Беломорья и Пинежья» (сост. Н. И. Рождественская), «Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях» (сост. Б. Д. Гринченко). Речь пойдет о следующих сюжетах: 1) «Кот и дикие животные» (№103 в «Сравнительном указателе сюжетов»; далее — СУС) [СУС, 1979]: лиса выдает кота за сильного зверя; звери хотят кота задобрить, но, напуганные его видом и повадками, разбегаются; 2) «Девушка на службе у ведьмы» (№428 в СУС): следуя советам сына ведьмы, девушка доит коров, которые оказываются волками, стрижет овец, которые оказываются чертями; отправляется с поручением на тот свет к другой ведьме, по пути туда внимательно обходится с животными, и они ей содействуют, созывает на свадьбу гостей, которые оказываются нечистыми: ведьма погибает, а девушка выходит замуж за ее сына; 3) «Три пряхи» (№501 в СУС): помогают прясть ленивой девушке; приглашены на ее свадьбу и пугают своим видом жениха; он запрещает невесте прясть.
Во всех представленных сюжетах мотив свадебного обряда реализуется по-разному. Под мотивом вслед за А. Н. Веселовским я понимаю «простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения» [Веселовский, 1940: 498]. Так, в сюжете СУС №103 лиса сама предлагает коту вступить с ней брак, тем самым нарушая традиционный порядок сватовства. В фокусе наррации оказывается свадебный пир — по сути, «свадьба» затевается только ради него. В каждом варианте сюжета СУС №428 девушка проходит обряд принятия в семью жениха: выполняя поручения свекрови (иногда это Баба-яга, иногда простая женщина), она добивается ее расположения, и женщина принимает девушку в семью. Сюжет СУС №501 нарушает представление о том, какой должна быть идеальная невеста. В сказках на этот сюжет девушка-невеста не любит работать, не умеет прясть, хотя это необходимые условия для удачного сватовства. Тем не менее, она все равно выходит замуж за царевича благодаря своей хитрости.
Таким образом, моя гипотеза заключается в том, что свадебный обряд в сказках зачастую выполняет более важную роль, чем может показаться на первый взгляд. Он не только завершает сказочное повествование, но и меняет жизнь героев, является способом к достижению корыстных целей.
В фокусе моего внимания оказались сказки, в которых встречается описание или упоминания свадебного обряда. В качестве примера я взяла три сюжета (с их вариантами) в следующих сборниках: «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева, «Старая погудка на новой лад, или Полное собрание древних простонародных сказок», «Сказы и сказки Беломорья и Пинежья» (сост. Н. И. Рождественская), «Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях» (сост. Б. Д. Гринченко). Речь пойдет о следующих сюжетах: 1) «Кот и дикие животные» (№103 в «Сравнительном указателе сюжетов»; далее — СУС) [СУС, 1979]: лиса выдает кота за сильного зверя; звери хотят кота задобрить, но, напуганные его видом и повадками, разбегаются; 2) «Девушка на службе у ведьмы» (№428 в СУС): следуя советам сына ведьмы, девушка доит коров, которые оказываются волками, стрижет овец, которые оказываются чертями; отправляется с поручением на тот свет к другой ведьме, по пути туда внимательно обходится с животными, и они ей содействуют, созывает на свадьбу гостей, которые оказываются нечистыми: ведьма погибает, а девушка выходит замуж за ее сына; 3) «Три пряхи» (№501 в СУС): помогают прясть ленивой девушке; приглашены на ее свадьбу и пугают своим видом жениха; он запрещает невесте прясть.
Во всех представленных сюжетах мотив свадебного обряда реализуется по-разному. Под мотивом вслед за А. Н. Веселовским я понимаю «простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения» [Веселовский, 1940: 498]. Так, в сюжете СУС №103 лиса сама предлагает коту вступить с ней брак, тем самым нарушая традиционный порядок сватовства. В фокусе наррации оказывается свадебный пир — по сути, «свадьба» затевается только ради него. В каждом варианте сюжета СУС №428 девушка проходит обряд принятия в семью жениха: выполняя поручения свекрови (иногда это Баба-яга, иногда простая женщина), она добивается ее расположения, и женщина принимает девушку в семью. Сюжет СУС №501 нарушает представление о том, какой должна быть идеальная невеста. В сказках на этот сюжет девушка-невеста не любит работать, не умеет прясть, хотя это необходимые условия для удачного сватовства. Тем не менее, она все равно выходит замуж за царевича благодаря своей хитрости.
Таким образом, моя гипотеза заключается в том, что свадебный обряд в сказках зачастую выполняет более важную роль, чем может показаться на первый взгляд. Он не только завершает сказочное повествование, но и меняет жизнь героев, является способом к достижению корыстных целей.
Литература:
Веселовский А. Н. Мотив и сюжет // Историческая поэтика. Л., 1940. С. 498—501.
Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л., 1979.
Веселовский А. Н. Мотив и сюжет // Историческая поэтика. Л., 1940. С. 498—501.
Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л., 1979.