Проблема категорий «автор» и «нарратор» в рассказе Ф. М. Достоевского «Кроткая»
Альбина Сергеевна Криворучко
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
Доклад раскрывает нарратологическую специфику «фантастической» формы рассказа Ф. М. Достоевского «Кроткая» через диалогизированный монолог героя. Методология объединяет подходы М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, оптики структурализма и постструктурализма.
Тезисы
Ключевые слова: нарратология; диалогизированный монолог; полифония
Рассказ Ф. М. Достоевского «Кроткая» представляет уникальный материал для нарратологического анализа: его «фантастичность», по определению автора, связана не с сюжетом, а с формой — диалогизированным монологом героя-нарратора, имитирующим спонтанную речь. Цель предлагаемого доклада — выявить, как взаимодействие автора и нарратора в тексте отражает ключевые противоречия литературоведческих теорий XX в. (от формализма до постструктурализма) и формирует полифоническую структуру, выходящую за рамки классических моделей. Новизна исследования заключается в междисциплинарном сопоставлении методологий (М. М. Бахтин, В. В. Виноградов, Б. О. Корман, Р. Барт) на материале одного текста, что позволяет продемонстрировать их ограничения и потенциал в анализе сложных нарративных систем.
В рассказе нарратор ведет исповедь-монолог, обращенную к воображаемому собеседнику, погибшей жене и абстрактному читателю. Так, анализ диалогизированного монолога ростовщика опирается на следующие теории и подходы:
1. Историко-литературный подход — анализ предисловия Достоевского, где автор дистанцируется от нарратора, подчеркивая «стенографичность» формы;
2. Концепция Бахтина — разграничение первичного (реальный автор) и вторичного автора (нарратор), а также идея диалогизма. В монологе героя выделены три уровня диалога: с воображаемым судьей («Что мне теперь ваши законы?»), с собой («Я хочу себя судить») и с текстом как нарративным актом;
3. Теория Виноградова — образ автора как «сверхструктуры», организующей речевые стратегии. В «Кроткой» эта функция делегирована нарратору, чья речь эволюционирует от хаотичной «болтовни» к структурированному повествованию, что отражает кризис его сознания;
4. Структуралистский анализ (Я. Мукаржовский, М. Червенка) — категория «абстрактного автора», проявляющегося в системе персонажей (молчание жены как смысловой антипод речи нарратора) и хронотопе (замкнутое пространство ломбарда);
5. Постструктуралистская парадигма (Барт, Ю. Кристева) — интерпретация текста как самодостаточной системы, где автор «умирает», а нарратив строится на интертекстуальности (отсылки к библейским мотивам, юридическому дискурсу).
По результатам исследования были выявлены следующие тенденции в тексте Достоевского: диалогизм как основа формы, где монолог ростовщика оказывается полифоничным и обретает форму беседы с третьими лицами; расщепление авторских инстанций, когда нарратор выступает в роли вторичного автора, отражающего в речи позицию первичного автора; выведение нарратива за границы реальности, благодаря чему текст становится самопорождающей системой, тем самым стимулируя рефлексию о природе авторства с постструктуралистской точки зрения.
Проведенный анализ демонстрирует, что «Кроткая» представляет собой нарратологический эксперимент, где форма диалогизированного монолога становится полем столкновения литературных теорий. Текст Достоевского не укладывается в рамки одной методологии, требуя синтеза подходов: диалогизм Бахтина объясняет структуру организации речи персонажей, структурализм — организацию образов, постструктурализм — открытость к интерпретациям. Это подтверждает тезис о «фантастичности» рассказа как эстетическом приеме, трансформирующем отношения между автором, нарратором и читателем.
Рассказ Ф. М. Достоевского «Кроткая» представляет уникальный материал для нарратологического анализа: его «фантастичность», по определению автора, связана не с сюжетом, а с формой — диалогизированным монологом героя-нарратора, имитирующим спонтанную речь. Цель предлагаемого доклада — выявить, как взаимодействие автора и нарратора в тексте отражает ключевые противоречия литературоведческих теорий XX в. (от формализма до постструктурализма) и формирует полифоническую структуру, выходящую за рамки классических моделей. Новизна исследования заключается в междисциплинарном сопоставлении методологий (М. М. Бахтин, В. В. Виноградов, Б. О. Корман, Р. Барт) на материале одного текста, что позволяет продемонстрировать их ограничения и потенциал в анализе сложных нарративных систем.
В рассказе нарратор ведет исповедь-монолог, обращенную к воображаемому собеседнику, погибшей жене и абстрактному читателю. Так, анализ диалогизированного монолога ростовщика опирается на следующие теории и подходы:
1. Историко-литературный подход — анализ предисловия Достоевского, где автор дистанцируется от нарратора, подчеркивая «стенографичность» формы;
2. Концепция Бахтина — разграничение первичного (реальный автор) и вторичного автора (нарратор), а также идея диалогизма. В монологе героя выделены три уровня диалога: с воображаемым судьей («Что мне теперь ваши законы?»), с собой («Я хочу себя судить») и с текстом как нарративным актом;
3. Теория Виноградова — образ автора как «сверхструктуры», организующей речевые стратегии. В «Кроткой» эта функция делегирована нарратору, чья речь эволюционирует от хаотичной «болтовни» к структурированному повествованию, что отражает кризис его сознания;
4. Структуралистский анализ (Я. Мукаржовский, М. Червенка) — категория «абстрактного автора», проявляющегося в системе персонажей (молчание жены как смысловой антипод речи нарратора) и хронотопе (замкнутое пространство ломбарда);
5. Постструктуралистская парадигма (Барт, Ю. Кристева) — интерпретация текста как самодостаточной системы, где автор «умирает», а нарратив строится на интертекстуальности (отсылки к библейским мотивам, юридическому дискурсу).
По результатам исследования были выявлены следующие тенденции в тексте Достоевского: диалогизм как основа формы, где монолог ростовщика оказывается полифоничным и обретает форму беседы с третьими лицами; расщепление авторских инстанций, когда нарратор выступает в роли вторичного автора, отражающего в речи позицию первичного автора; выведение нарратива за границы реальности, благодаря чему текст становится самопорождающей системой, тем самым стимулируя рефлексию о природе авторства с постструктуралистской точки зрения.
Проведенный анализ демонстрирует, что «Кроткая» представляет собой нарратологический эксперимент, где форма диалогизированного монолога становится полем столкновения литературных теорий. Текст Достоевского не укладывается в рамки одной методологии, требуя синтеза подходов: диалогизм Бахтина объясняет структуру организации речи персонажей, структурализм — организацию образов, постструктурализм — открытость к интерпретациям. Это подтверждает тезис о «фантастичности» рассказа как эстетическом приеме, трансформирующем отношения между автором, нарратором и читателем.