Вызов драматургии массового кинематографа: поэтизация обыденности в фильмографии Дж. Джармуша
Полина Антоновна Земляная
Докладчик
студент 1 курса
Государственный университет аэрокосмического приборостроения | Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
Государственный университет аэрокосмического приборостроения | Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
Ключевые слова, аннотация
В работе рассматриваются кинокартины американского режиссера Дж. Джармуша.
Особое внимание уделяется уникальным инструментам, которые используются автором
для выражения противостояния уже привычным способам развития сюжета среди кино
для массового зрителя. Обосновывается мысль о том, что Джармуш играет «против
правил» сценарного мастерства, отдавая предпочтение бессюжетному повествованию
и эстетизации повседневности, в чём и выражается авторский стиль гениального режиссёра.
Тезисы
Ключевые слова: кинодраматургия;
независимый кинематограф; массовый кинематограф; Дж. Джармуш
В современности многие режиссеры отказываются от оригинальных идей ради коммерческой выгоды. Массовый зритель привык к драматургии, проверенной временем: из года в год создаются фильмы, основанные на классическом сюжете трех актов (введение в повествование, конфликт и его разрешение как ясная формула нарратива с последовательным изложением), яркой эмоциональной арке героев (обращение к архетипам личности для наиболее глубокой погруженности зрителя в сопереживание), работе в строгой тематико-жанровой структуре и т. п. Дж. Джармуш, в отличие от большинства, по праву считается режиссером независимого кино, ведь он идёт своим путём, принципиально игнорируя привычные способы повествования и отстаивая индивидуальный взгляд. В одном из интервью Джармуш поясняет: «Еще будучи студентом, я понял, что нет твердых правил: их столько же, сколько режиссеров» [Брагинский, 2019]. Сдержанно противостоя типичной голливудской кино-традиции, мастер кадра погружается в размышления над философией обыденности. Эстетизация повседневности — основная тема рассматриваемых в работе фильмов. Так, материалами для изучения авторского взгляда являются три кинокартины Джармуша: «Ночь на Земле» («Night On Earth», 1991), «Кофе и сигареты» («Coffee and Cigarettes», 2003), «Патерсон» («Paterson», 2016). Текстуальный анализ сценариев и диалогов позволяет выявить те переосмысления жанровых канонов, что были сделаны Джармушем. Феноменологический подход открывает возможность изучения кино не только с точки зрения текстового составляющего, но и через получение уникального и осмысленного зрительского опыта: открытое и неторопливое повествование, в котором акцент смещён на детали обыденной жизни, позволяет аудитории по-новому взглянуть на привычные вещи. Применение Джармушем лаконичного диалога и глубокой символики погружает каждого в рефлексию о жизни не только во время просмотра фильма, но и вне экранного времени — фильмы Джармуша меняют взгляд на жизнь. В этой бытовой приземленности и заключена магия картин Джармуша, непременно притягивающих к себе взгляды. Иногда самые безупречные законы перестают работать, когда гении решаются изменить их, а Джармуш, безусловно, именно таков.
Литература:
Брагинский А. Джим Джармуш: «Смотреть фильм, закрыв глаза» // Искусство кино. URL: https://kinoart.ru/texts/jarmusch-rules (дата обращения: 15.02.2025).
В современности многие режиссеры отказываются от оригинальных идей ради коммерческой выгоды. Массовый зритель привык к драматургии, проверенной временем: из года в год создаются фильмы, основанные на классическом сюжете трех актов (введение в повествование, конфликт и его разрешение как ясная формула нарратива с последовательным изложением), яркой эмоциональной арке героев (обращение к архетипам личности для наиболее глубокой погруженности зрителя в сопереживание), работе в строгой тематико-жанровой структуре и т. п. Дж. Джармуш, в отличие от большинства, по праву считается режиссером независимого кино, ведь он идёт своим путём, принципиально игнорируя привычные способы повествования и отстаивая индивидуальный взгляд. В одном из интервью Джармуш поясняет: «Еще будучи студентом, я понял, что нет твердых правил: их столько же, сколько режиссеров» [Брагинский, 2019]. Сдержанно противостоя типичной голливудской кино-традиции, мастер кадра погружается в размышления над философией обыденности. Эстетизация повседневности — основная тема рассматриваемых в работе фильмов. Так, материалами для изучения авторского взгляда являются три кинокартины Джармуша: «Ночь на Земле» («Night On Earth», 1991), «Кофе и сигареты» («Coffee and Cigarettes», 2003), «Патерсон» («Paterson», 2016). Текстуальный анализ сценариев и диалогов позволяет выявить те переосмысления жанровых канонов, что были сделаны Джармушем. Феноменологический подход открывает возможность изучения кино не только с точки зрения текстового составляющего, но и через получение уникального и осмысленного зрительского опыта: открытое и неторопливое повествование, в котором акцент смещён на детали обыденной жизни, позволяет аудитории по-новому взглянуть на привычные вещи. Применение Джармушем лаконичного диалога и глубокой символики погружает каждого в рефлексию о жизни не только во время просмотра фильма, но и вне экранного времени — фильмы Джармуша меняют взгляд на жизнь. В этой бытовой приземленности и заключена магия картин Джармуша, непременно притягивающих к себе взгляды. Иногда самые безупречные законы перестают работать, когда гении решаются изменить их, а Джармуш, безусловно, именно таков.
Литература:
Брагинский А. Джим Джармуш: «Смотреть фильм, закрыв глаза» // Искусство кино. URL: https://kinoart.ru/texts/jarmusch-rules (дата обращения: 15.02.2025).