Символика числа три в романе Мари Н’Дьяй «Три сильные женщины»
Марина Андреевна Бойцова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
В работе исследуется символ числа три в
автофикциональном романе М. Н’дьяй (M. NDiaye, р. 1967) «Три сильные женщины» («Trois Femmes puissantes»), которое многократно повторяется на
протяжении всего текста. Теоретическая опора на работы о прозе в жанре
автовымысла вместе с медленным чтением позволят выявить возможный шифр, дать
его интерпретацию.
Тезисы
Ключевые слова: автовымысел; «Три сильные женщины»; французская литература XXI века; символика числа
Трехчастный автофикциональный роман М. Н’Дьяй (M. NDiaye, р. 1957) «Три сильные женщины» («Trois Femmes Puissantes») — это повествование о трех разных, между собой не связанных героинях, каждой из которых посвящена отдельная часть. Постоянное повторение числа три привлекает к себе читательское внимание и заставляет поставить вопрос о его символике. Вместе с тем число три проявляется во многих мифологиях и культурах и символизирует целостность и завершенность. Целью исследования служит разрешение вопроса о том, что скрывает за собой число три в романе и какую роль играет. Отсутствие перевода и малое внимание, уделенное писательнице, также подчеркивает новизну исследования. Так, методом имманентного анализа и медленного чтения будут выявлены все случаи появления числа три и дана соответствующая интерпретация каждого из эпизодов и примеров, которыми пронизано повествование. В судьбе каждой из героинь проигрываются три разные социальные роли, где женщина представлена как дочь, жена или вдова и мать, что подчеркивает различные аспекты женской идентичности; в семье каждой из героинь число три проявляется в количестве детей или в количестве членов семьи. Число три также касается времени: независимо от того, какой временной промежуток указан — часы, дни и так далее, он будет содержать в себе число три. Теоретической опорой исследования являлись работы, посвященные изучению жанра автовымысел, в частности, В. Д. Алташиной. Согласно исследователю, автофикциональной форме письма свойственен «оксюморонный триединый пакт» о равенстве автора, рассказчика и главного героя [Алташина, 2017: 95], что также указывает на разделение одного целого (опыта автора) на три единицы, три типа автобиографем [Magné, 1997: 21] в тексте.
Таким образом, исследование символики числа три не только позволит раскрыть его роль как структурного элемента с точки зрения композиции и действующих лиц, но и даст возможность рассмотреть многообразие женского опыта, связанного с её социальной ролью и идентичностью, что предлагает новую форму дискуссий о роли женщин в современном обществе.
Литература:
Алташина В. Д. Автовымысел и теория возможных миров. // Автобиографические сочинения в междисциплинарном исследовательском пространстве: Люди, тексты, практики. Коллективная монография. / Отв. ред. Ю. П. Зарецкий, Е. К. Карпенко, З. В. Шушпанова. М., 2017. С. 83—98.
Magné B. L’autobiotexte perecquien // Le Cabinet d’amateur. 1997. №5. Р. 21—27.
Трехчастный автофикциональный роман М. Н’Дьяй (M. NDiaye, р. 1957) «Три сильные женщины» («Trois Femmes Puissantes») — это повествование о трех разных, между собой не связанных героинях, каждой из которых посвящена отдельная часть. Постоянное повторение числа три привлекает к себе читательское внимание и заставляет поставить вопрос о его символике. Вместе с тем число три проявляется во многих мифологиях и культурах и символизирует целостность и завершенность. Целью исследования служит разрешение вопроса о том, что скрывает за собой число три в романе и какую роль играет. Отсутствие перевода и малое внимание, уделенное писательнице, также подчеркивает новизну исследования. Так, методом имманентного анализа и медленного чтения будут выявлены все случаи появления числа три и дана соответствующая интерпретация каждого из эпизодов и примеров, которыми пронизано повествование. В судьбе каждой из героинь проигрываются три разные социальные роли, где женщина представлена как дочь, жена или вдова и мать, что подчеркивает различные аспекты женской идентичности; в семье каждой из героинь число три проявляется в количестве детей или в количестве членов семьи. Число три также касается времени: независимо от того, какой временной промежуток указан — часы, дни и так далее, он будет содержать в себе число три. Теоретической опорой исследования являлись работы, посвященные изучению жанра автовымысел, в частности, В. Д. Алташиной. Согласно исследователю, автофикциональной форме письма свойственен «оксюморонный триединый пакт» о равенстве автора, рассказчика и главного героя [Алташина, 2017: 95], что также указывает на разделение одного целого (опыта автора) на три единицы, три типа автобиографем [Magné, 1997: 21] в тексте.
Таким образом, исследование символики числа три не только позволит раскрыть его роль как структурного элемента с точки зрения композиции и действующих лиц, но и даст возможность рассмотреть многообразие женского опыта, связанного с её социальной ролью и идентичностью, что предлагает новую форму дискуссий о роли женщин в современном обществе.
Литература:
Алташина В. Д. Автовымысел и теория возможных миров. // Автобиографические сочинения в междисциплинарном исследовательском пространстве: Люди, тексты, практики. Коллективная монография. / Отв. ред. Ю. П. Зарецкий, Е. К. Карпенко, З. В. Шушпанова. М., 2017. С. 83—98.
Magné B. L’autobiotexte perecquien // Le Cabinet d’amateur. 1997. №5. Р. 21—27.