Лексико-семантическая группа существительных «наименования общественных пространств Петербурга» (функционально-семантический аспект)
Вероника Олеговна Платицина
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлены результаты
исследования названий коворкингов Санкт-Петербурга. Рассматриваются способы образования
эргонимов. Описывается классификация названий коворкингов с учетом особенностей
их семантики и функционирования. Выявляется связь между семантикой и функцией
эргонима. Выделяются индивидуальные особенности наименований, связанные с
этимологией и графическим оформлением названий.
Тезисы
Ключевые
слова: эргоним; топоним; номинация; городская ономастика
В последние годы наблюдается рост интереса к изучению городской ономастики. Появление новых общественных пространств в Санкт-Петербурге приводит к образованию новых эргонимов. Впервые исследованию подвергаются названия коворкингов Санкт-Петербурга при использовании полиаспектного подхода к анализу единиц (семантика, словообразование, этимология). Материалом исследования служат топонимы, обозначающие общественные пространств Петербурга, а именно коворкинги, собранные с помощью информационной системы «Яндекс Карты». Обращение именно к наименованиям коворкингов обусловлено, во-первых, их недавним появлением в мире и России и популярностью в больших городах. Во-вторых, данные общественные пространства находятся в отношениях конкуренции, что приводит к возникновению новых и оригинальных эргонимов. В ходе работы были использованы следующие методы и приемы исследования: описательный метод, метод словообразовательного анализа, метод семантического анализа, прием направленной выборки материала.
В рамках исследования был проведен анализ единиц, входящих в ЛСГ «наименования общественных пространств Петербурга», в результате которого наименования были разделены на две группы, согласно их структурным особенностям: однокомпонентные и многокомпонентные. Далее единицы были классифицированы по способам образования эргонимов, выделенных Н. В. Подольской [Подольская, 1990]. Особенности семантики наименований отражают концепцию объекта, его сферу деятельности или уникальные черты, создавая определенные ассоциации у посетителей. При анализе учитывалась этимологическая специфика некоторых эргонимов. Эти названия содержат информацию о месте расположения («Морерядом») или владельце коворкинга, его узкой специализации («Аннагуаша»). Мы также учитывали графические особенности наименований («МуриУм»). Они позволяют, с одной стороны, выразить определенные идеи, связанные со сферой деятельности объекта, с другой стороны, усилить прагматическую функцию. При распределении эргонимов по группам с функциональной точки зрения за основу была взята классификация А. В. Кондратовой [Кондратова, 2018]. Ведущими функциями наименований считаются информативная и прагматическая. Названия, отражающие концепцию или специализацию именуемого объекта, имеют больший потенциал привлечения клиентов («Свое пространство», «Кабинет Фрейда»). Отсутствие информативного компонента, напротив, дает основание для того, чтобы считать наименование непривлекательным, так как оно непонятно для носителей языка («Смарт», «ИнсолитА», «Дпорф»). Исследование позволяет лучше понять, как образуются и функционируют современные эргонимы. Его результаты могут быть использованы на уроках русского языка как иностранного для знакомства иностранных студентов с общественными местами Санкт-Петербурга и в учебных материалах по лексикографии.
Литература:
Кондратова А. В. Функции эргонимов в аспекте их классифицирующей характеристики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №9 (87). Ч. 1. С. 105—108.
Подольская Н. В. Проблемы ономастического словообразования (к постановке вопроса) // Вопросы языкознания. 1990. №3. С. 40—53.
В последние годы наблюдается рост интереса к изучению городской ономастики. Появление новых общественных пространств в Санкт-Петербурге приводит к образованию новых эргонимов. Впервые исследованию подвергаются названия коворкингов Санкт-Петербурга при использовании полиаспектного подхода к анализу единиц (семантика, словообразование, этимология). Материалом исследования служат топонимы, обозначающие общественные пространств Петербурга, а именно коворкинги, собранные с помощью информационной системы «Яндекс Карты». Обращение именно к наименованиям коворкингов обусловлено, во-первых, их недавним появлением в мире и России и популярностью в больших городах. Во-вторых, данные общественные пространства находятся в отношениях конкуренции, что приводит к возникновению новых и оригинальных эргонимов. В ходе работы были использованы следующие методы и приемы исследования: описательный метод, метод словообразовательного анализа, метод семантического анализа, прием направленной выборки материала.
В рамках исследования был проведен анализ единиц, входящих в ЛСГ «наименования общественных пространств Петербурга», в результате которого наименования были разделены на две группы, согласно их структурным особенностям: однокомпонентные и многокомпонентные. Далее единицы были классифицированы по способам образования эргонимов, выделенных Н. В. Подольской [Подольская, 1990]. Особенности семантики наименований отражают концепцию объекта, его сферу деятельности или уникальные черты, создавая определенные ассоциации у посетителей. При анализе учитывалась этимологическая специфика некоторых эргонимов. Эти названия содержат информацию о месте расположения («Морерядом») или владельце коворкинга, его узкой специализации («Аннагуаша»). Мы также учитывали графические особенности наименований («МуриУм»). Они позволяют, с одной стороны, выразить определенные идеи, связанные со сферой деятельности объекта, с другой стороны, усилить прагматическую функцию. При распределении эргонимов по группам с функциональной точки зрения за основу была взята классификация А. В. Кондратовой [Кондратова, 2018]. Ведущими функциями наименований считаются информативная и прагматическая. Названия, отражающие концепцию или специализацию именуемого объекта, имеют больший потенциал привлечения клиентов («Свое пространство», «Кабинет Фрейда»). Отсутствие информативного компонента, напротив, дает основание для того, чтобы считать наименование непривлекательным, так как оно непонятно для носителей языка («Смарт», «ИнсолитА», «Дпорф»). Исследование позволяет лучше понять, как образуются и функционируют современные эргонимы. Его результаты могут быть использованы на уроках русского языка как иностранного для знакомства иностранных студентов с общественными местами Санкт-Петербурга и в учебных материалах по лексикографии.
Литература:
Кондратова А. В. Функции эргонимов в аспекте их классифицирующей характеристики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №9 (87). Ч. 1. С. 105—108.
Подольская Н. В. Проблемы ономастического словообразования (к постановке вопроса) // Вопросы языкознания. 1990. №3. С. 40—53.