Типы и функции интертекстуальности в текстах песен немецких рэп-исполнителей
Лидия Романовна Комарова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен анализу интертекстуальных связей и их функций в немецких рэп-текстах. В
качестве материала исследования отобрано 7 текстов исполнителя Alligatoah и 7 текстов группы K.I.Z, из которых были выделены отрывки,
иллюстрирующие различные типы интертекстуальности. Впоследствии были определены функции, которые эти типы играют в
тексте.
Тезисы
Ключевые
слова: интертекстуальность; рэп-поэзия; прецедентные тексты; семплы; аллюзии
Интертекстуальность является характерной особенностью текстов современных литературного, музыкального и медиа-дискурсов. Термин «интертекстуальность» был впервые введен Ю. Кристевой, и в широком смысле в современной научной литературе понимается, как присутствие в тексте элементов других текстов: аллюзий, цитат и т. д.
Явление интертекстуальности изучалось и изучается на материале различных текстов. Тексты песен в жанрах рэп и хип-хоп изучались, напр., Я. Андруцопулосом (J. Androutsopoulos).
В докладе с точки зрения интертекстуальности анализируется собранный корпус из 14 современных рэп-текстов, а именно текстов немецкого рэпера Alligatoah и немецкой рэп-группы K.I.Z. В отличие от Андруцопулоса, рассматривавшего тексты немецких хип-хоп песен с точки зрения дихотомии вертикальной и горизонтальной интертекстуальности (в основном, связи внутри одного жанра) [Androutsopoulos, 2003], данный доклад проблематизирует также межжанровые интертекстуальные и, шире, интердискурсивные связи.
Целью исследования является определение характерных для текстов песен современных немецких рэперов типов интертекстуальности и ее функций.
Приведем примеры типов интертекстуальности, обнаруженных в одном из проанализированных рэп-текстов, а также определим функции этих фрагментов. Вступление, интерлюдия и кода песни K.I.Z «Definition von Glück» иллюстрируют характерный для популярной музыки, особенно в жанре хип-хоп, вид цитаты: т. н. семпл, который самой своей формой предполагает точное повторение элемента другого текста, таким образом, сохраняя имплицитную атрибуцию к источнику (в данном случае к фильму «Бассейн», 1969): Er ist immer zärtlich zu Frauen. Das ist das Angenehme an ihm [Genius] ‘Он всегда нежен с женщинами. Этим он мил’. Данный фрагмент является примером интертекстуальности в узком смысле (по Женетту), а именно атрибутированной цитаты, и выполняет в песне экспрессивную функцию, описывая исполнителей (их персонажей) с положительной точки зрения. В этой же песне строчка Meine Definition von Glück, keine Termine und leicht ein’n steh’n [Genius] является переработанной цитатой актера Харальда Юнке с заменой в идиоме einen sitzen haben (груб. ‘быть пьяным’) глагола sitzen ‘сидеть’ глаголом stehen ‘стоять’, таким образом, в песне используется также видоизмененная и не атрибутированная в тексте цитата. Этот отрывок выполняет в тексте поэтическую функцию, так как требует узнавания и дешифровки цитаты для распознавания языковой игры.
В докладе также определены типичные для рассмотренных текстов источники интертекстуальности: тексты песен того же исполнителя; рэп-дискурс и, шире, музыкальный дискурс; прецедентные тексты (идиомы, Библия, фильмы, книги и др.).
Итак, исследованные тексты содержат различные типы интертекстуальности, характерным является использование семплов как средства цитирования. Интертекстуальные связи выполняют в рэп-текстах различные функции, устанавливая контакт исполнителя со слушателем и определяя его место в современной культуре.
Литература:
Androutsopoulos J. HipHop und Sprache: Vertikale Intertextualität und die drei Sphären der Popkultur. // HipHop: Globale Kultur — lokale Praktiken. (Cultural Studies 3). / Hrsg. J. Androutsopoulos. Bielefeld. 2003. S. 111—136.
K.I.Z Definition von Glück: lyrics // Genius. URL: https://genius.com/Kiz-definition-von-gluck-lyrics (дата обращения: 15.02.2025).
Интертекстуальность является характерной особенностью текстов современных литературного, музыкального и медиа-дискурсов. Термин «интертекстуальность» был впервые введен Ю. Кристевой, и в широком смысле в современной научной литературе понимается, как присутствие в тексте элементов других текстов: аллюзий, цитат и т. д.
Явление интертекстуальности изучалось и изучается на материале различных текстов. Тексты песен в жанрах рэп и хип-хоп изучались, напр., Я. Андруцопулосом (J. Androutsopoulos).
В докладе с точки зрения интертекстуальности анализируется собранный корпус из 14 современных рэп-текстов, а именно текстов немецкого рэпера Alligatoah и немецкой рэп-группы K.I.Z. В отличие от Андруцопулоса, рассматривавшего тексты немецких хип-хоп песен с точки зрения дихотомии вертикальной и горизонтальной интертекстуальности (в основном, связи внутри одного жанра) [Androutsopoulos, 2003], данный доклад проблематизирует также межжанровые интертекстуальные и, шире, интердискурсивные связи.
Целью исследования является определение характерных для текстов песен современных немецких рэперов типов интертекстуальности и ее функций.
Приведем примеры типов интертекстуальности, обнаруженных в одном из проанализированных рэп-текстов, а также определим функции этих фрагментов. Вступление, интерлюдия и кода песни K.I.Z «Definition von Glück» иллюстрируют характерный для популярной музыки, особенно в жанре хип-хоп, вид цитаты: т. н. семпл, который самой своей формой предполагает точное повторение элемента другого текста, таким образом, сохраняя имплицитную атрибуцию к источнику (в данном случае к фильму «Бассейн», 1969): Er ist immer zärtlich zu Frauen. Das ist das Angenehme an ihm [Genius] ‘Он всегда нежен с женщинами. Этим он мил’. Данный фрагмент является примером интертекстуальности в узком смысле (по Женетту), а именно атрибутированной цитаты, и выполняет в песне экспрессивную функцию, описывая исполнителей (их персонажей) с положительной точки зрения. В этой же песне строчка Meine Definition von Glück, keine Termine und leicht ein’n steh’n [Genius] является переработанной цитатой актера Харальда Юнке с заменой в идиоме einen sitzen haben (груб. ‘быть пьяным’) глагола sitzen ‘сидеть’ глаголом stehen ‘стоять’, таким образом, в песне используется также видоизмененная и не атрибутированная в тексте цитата. Этот отрывок выполняет в тексте поэтическую функцию, так как требует узнавания и дешифровки цитаты для распознавания языковой игры.
В докладе также определены типичные для рассмотренных текстов источники интертекстуальности: тексты песен того же исполнителя; рэп-дискурс и, шире, музыкальный дискурс; прецедентные тексты (идиомы, Библия, фильмы, книги и др.).
Итак, исследованные тексты содержат различные типы интертекстуальности, характерным является использование семплов как средства цитирования. Интертекстуальные связи выполняют в рэп-текстах различные функции, устанавливая контакт исполнителя со слушателем и определяя его место в современной культуре.
Литература:
Androutsopoulos J. HipHop und Sprache: Vertikale Intertextualität und die drei Sphären der Popkultur. // HipHop: Globale Kultur — lokale Praktiken. (Cultural Studies 3). / Hrsg. J. Androutsopoulos. Bielefeld. 2003. S. 111—136.
K.I.Z Definition von Glück: lyrics // Genius. URL: https://genius.com/Kiz-definition-von-gluck-lyrics (дата обращения: 15.02.2025).