Мотивно-тематические комплексы и сюжетные варианты и инварианты в поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1924)
Любовь Александровна Барышникова
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (филиал в Нижнем Новгороде)
Ключевые слова, аннотация
В настоящем докладе будет предпринята попытка анализа поэмы В. В. Маяковского
«Владимир Ильич Ленин» (1924) как комплексного и сложного личного высказывания, глубоко интегрированного в поэтику автора, с точки зрения мотивно-тематических и сюжетных
вариантов и инвариантов художественного мира. Поэтический мир Маяковского, в свою очередь, представляет собой сложноорганизованную упорядоченную систему, важной особенностью которой является ограниченность и повторяемость тем и моделей взаимодействия лирического героя с миром внутри текста.
Тезисы
Ключевые
слова: «Владимир
Ильич Ленин»; мотив; В. В. Маяковский
Взгляды на творчество В. В. Маяковского менялись на протяжении времени. Вплоть до перестройки советское маяковедение поддерживало восприятие поэта как лучшего и общедоступного со знаком плюс [Большухин, Александрова, 2022: 6]. Первое изменение в восприятии поэта, ознаменованное выходом книги Ю. Карабчиевского «Воскресение Маяковского» (1990), носило разоблачительный характер: поэзия Маяковского примитивна и неглубока. Второе случилось на рубеже XX—XXI вв. Особое внимание сегодня уделяется осмыслению лирики поэта в интеллектуальном контексте эпохи, описанию поэтики и художественного мира автора как сложноорганизованной системы с внутренними иерархией и закономерностями.
Настоящее исследование посвящено поэме Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1924). В советское время она стала каноническим текстом, «вершиной советской поэтической ленинианы» [Ленин в советской поэзии, 1970: 2]. Сейчас же поэма требует перекодировки восприятия.
Последние наблюдения исследователей касались преимущественно жанровой природы и ритмических особенностей. Мы предпринимаем попытку осмыслить текст с точки зрения его глубокой интегрированности в систему поэтического мира поэта. Важной особенностью художественного мира автора, в свою очередь, является ограниченность и повторяемость тем и мотивов. Для интерпретации поэмы выбрана категория мотивно-тематических вариантов и инвариантов.
Одним из центральных в произведении становится мотив героической смерти и необходимости жертвы для перетворения мира (одна из основных программ лирического «я» в целом), особенно ярко выразившаяся в формуле из поэмы «Про это» (1923): за всех расплачу́сь, / за всех распла́чусь [Маяковский, 1957: Т. 4, 172]. Смерть Ленина определена как трагедия общемирового масштаба и необходимая жертва, после которой наступление социалистического будущего должно ускориться: Стала / величайшим / коммунистом-организатором / даже / сама / Ильичева смерть [Маяковский, 1957: Т. 6, 309]. Заметим также, что Ленин в творчестве Маяковского в целом представляет собой идеального адресата лирического высказывания, что позже особенно ярко воплотится в «Разговоре с товарищем Лениным» (1929). Необходимость «другого», слушателя — сквозной мотив всего творчества поэта.
Еще одна важная концепция, реализующаяся в поэме — памятник как попытка финализации образа лирического героя, оформившаяся к 1924 г. в стихотворении «Юбилейное». Лирический герой, глубоко потрясенный произошедшим, начинает «примерять» на себя смерть: Кто / сейчас / оплакал бы / мою смертишку… [Там же: 241]. Для лирического «я», обычно оказывающегося в ситуации отвержения, важно, чтобы он был понят и принят.
Поэма «Владимир Ильич Ленин» — комплексное высказывание, причем не столько о Ленине, сколько о самом Маяковском. Ленин наделяется функционалом, которым обладает лирический герой в более ранних текстах поэта, и представляет собой и двойника, и идеального адресата высказывания. Так, рефлексия над фактом большой истории трансформируется в глубоко личное переживание.
Литература:
Большухин Л. Ю., Александрова М. А. Лирический героя Маяковского: феномен «незавершенности». М., 2022.
Ленин в советской поэзии / вступ. статья С. В. Владимирова, подгот. текстов и прим. Р. Б. Вальбе, Р. А. Шацевой, Л. С. Шепелевой. Л., 1970.
Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 4. М., 1957.
Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 6. М., 1957.
Взгляды на творчество В. В. Маяковского менялись на протяжении времени. Вплоть до перестройки советское маяковедение поддерживало восприятие поэта как лучшего и общедоступного со знаком плюс [Большухин, Александрова, 2022: 6]. Первое изменение в восприятии поэта, ознаменованное выходом книги Ю. Карабчиевского «Воскресение Маяковского» (1990), носило разоблачительный характер: поэзия Маяковского примитивна и неглубока. Второе случилось на рубеже XX—XXI вв. Особое внимание сегодня уделяется осмыслению лирики поэта в интеллектуальном контексте эпохи, описанию поэтики и художественного мира автора как сложноорганизованной системы с внутренними иерархией и закономерностями.
Настоящее исследование посвящено поэме Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1924). В советское время она стала каноническим текстом, «вершиной советской поэтической ленинианы» [Ленин в советской поэзии, 1970: 2]. Сейчас же поэма требует перекодировки восприятия.
Последние наблюдения исследователей касались преимущественно жанровой природы и ритмических особенностей. Мы предпринимаем попытку осмыслить текст с точки зрения его глубокой интегрированности в систему поэтического мира поэта. Важной особенностью художественного мира автора, в свою очередь, является ограниченность и повторяемость тем и мотивов. Для интерпретации поэмы выбрана категория мотивно-тематических вариантов и инвариантов.
Одним из центральных в произведении становится мотив героической смерти и необходимости жертвы для перетворения мира (одна из основных программ лирического «я» в целом), особенно ярко выразившаяся в формуле из поэмы «Про это» (1923): за всех расплачу́сь, / за всех распла́чусь [Маяковский, 1957: Т. 4, 172]. Смерть Ленина определена как трагедия общемирового масштаба и необходимая жертва, после которой наступление социалистического будущего должно ускориться: Стала / величайшим / коммунистом-организатором / даже / сама / Ильичева смерть [Маяковский, 1957: Т. 6, 309]. Заметим также, что Ленин в творчестве Маяковского в целом представляет собой идеального адресата лирического высказывания, что позже особенно ярко воплотится в «Разговоре с товарищем Лениным» (1929). Необходимость «другого», слушателя — сквозной мотив всего творчества поэта.
Еще одна важная концепция, реализующаяся в поэме — памятник как попытка финализации образа лирического героя, оформившаяся к 1924 г. в стихотворении «Юбилейное». Лирический герой, глубоко потрясенный произошедшим, начинает «примерять» на себя смерть: Кто / сейчас / оплакал бы / мою смертишку… [Там же: 241]. Для лирического «я», обычно оказывающегося в ситуации отвержения, важно, чтобы он был понят и принят.
Поэма «Владимир Ильич Ленин» — комплексное высказывание, причем не столько о Ленине, сколько о самом Маяковском. Ленин наделяется функционалом, которым обладает лирический герой в более ранних текстах поэта, и представляет собой и двойника, и идеального адресата высказывания. Так, рефлексия над фактом большой истории трансформируется в глубоко личное переживание.
Литература:
Большухин Л. Ю., Александрова М. А. Лирический героя Маяковского: феномен «незавершенности». М., 2022.
Ленин в советской поэзии / вступ. статья С. В. Владимирова, подгот. текстов и прим. Р. Б. Вальбе, Р. А. Шацевой, Л. С. Шепелевой. Л., 1970.
Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 4. М., 1957.
Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 6. М., 1957.