XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Разговор с неодушевленным предметом: диалог или псевдодиалог?

Мария Максимовна Армянинова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе приводится анализ особенностей псевдодиалога как распространенного типа случайного, повседневного речевого взаимодействия, которое не является коммуникацией в буквальном смысле. Исследование проведено на материале корпуса русского языка повседневного общения «Один речевой день». Предметом исследования являются особенности речевой коммуникации человека с квазиадресатом. Выделяется ряд особенностей речевого взаимодействия человека с неодушевленными предметами, в частности — с компьютером.

Тезисы

Ключевые слова: псевдодиалог; нестандартный диалог; квазиадресат; повседневная коммуникация

Объектом анализа в работе стал псевдодиалог с нестандартными партнерами в спонтанной речи людей. В рамках записи одного речевого дня встречаются речевые ситуации, в которых говорящий общается с животными, едой, техникой, автомобилями и др. «Диалоги могут и не иметь слушателя, например, при общении с самим собой или с животным. Это и есть псевдодиалоги» [Mustajoki et al., 2018: 189]. Общение с техникой давно стало повседневным явлением: человек ежедневно вступает в коммуникацию с голосовыми помощниками, гаджетами и компьютерами, что позволяет исследовать новые модели речевого взаимодействия. Так, в разговорах с техническими устройствами реакции говорящего можно разделить на две основные категории: (1) рациональные, имитирующие способ функционирования компьютера, и (2) эмоциональные, отражающие гнев или недовольство говорящего [Занадворова, 2008].
В работе проанализирована речь одного из информантов корпуса «Один речевой день» (И-24): что ты пищишь ? / *П что ты дрянь пищишь? Пример демонстрирует эмоциональное, грубое обращение человека с компьютером, которое резко контрастирует с более добрым и снисходительным тоном буквально в следующей реплике: ну всё молодец молодец / ты не дрянь / нет / нет нет. Видны частые повторы одного и того же фрагмента (что ты пищишь ? *П что ты дрянь пищишь?; молодец молодец; быстренько быстренько).
Информант воспринимает техническое устройство как полноценного партнера в работе. В частности, можно отметить такие высказывания, как попробуем немножечко со светом и контрастом поработать // *П свет / а ну-ка немножечко сделаем более / *П (....) поменьше.
Информант использует также уменьшительно-ласкательные формы и обращения, что отражает повышенную эмотивность высказывания. Например, можно встретить такие фразы, как нашли мы тебя голубушка / нашли мы тебя радость наша / так / это / *П сейчас мы сделаем. Это свидетельствует о персонализации технического устройства и создании определенного эмоционального контакта между говорящим и квазиадресатом. Подобное общение отличается от взаимодействия с реальным человеком и раскрывает интересные аспекты человеческой психологии и адаптации человека к техническому прогрессу. Общение с неодушевленным партнером позволяет человеку не только выразить свои эмоции, но и создать иллюзию взаимопонимания и поддержки от квазиадресата, что может быть обусловлено человеческой потребностью в социальной интеракции.
Таким образом, общение с компьютером выходит за рамки простого функционального взаимодействия, трансформируясь в уникальный вид псевдодиалога. Поскольку технологии становятся всё более интегрированными в повседневную жизнь, понимание их влияния на коммуникацию и речевое взаимодействие становится ключевым для дальнейших исследований в области изучения новых моделей человеческого общения.

Литература:
Занадворова А. В. Речевое общение с компьютером // Современный русский язык: активные процессы на рубеже XX—XXI веков / Отв. ред. Л. П. Крысин. М., 2008. С. 579—614.
Mustajoki A., Sherstinova T., Tuomarla U. Types and Functions of Pseudo-Dialogues. Dialogue Studies. Vol. 31. 2018. Pp. 189—215.