Вербальные и невербальные особенности поведения человека при чтении заведомо ложной информации
Елизавета Александровна Грибанова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Предметом исследования являются вербальные и невербальные характеристики при чтении заведомо ложной информации, закономерности проявления когнитивной нагрузки в речи и телесном поведении человека. Материал представляет собой аудио- и видеозаписи испытуемых во время чтения вопросов и ложных ответов на них. Результаты показали, что стратегия поведения человека в данных условиях сугубо индивидуальна, однако можно обозначить некоторые изменения акустических характеристик: повышение частоты первой форманты, изменение характеристик дрожания голоса, появление улыбки, смеха, пауз, движение бровей.
Тезисы
Ключевые слова: когнитивная нагрузка; заведомо ложная информация; фонетика; супрасегментные единицы речи; невербальные характеристики
Поведение человека в условиях когнитивной нагрузки непредсказуемо. Исследования в этой области предполагают возможность выражения внутренних процессов, связанных с обработкой информации, в мимике, жестикуляции, экстралингвистических и фонетических характеристиках. Речевая деятельность и невербальное поведение человека, оказавшегося в подобной ситуации, могут рассматриваться как сопутствующие усвоению информации процессы, как процессы, в каком-то смысле отражающие ход решения некоторой когнитивной задачи.
Цель работы — определить, каким образом когнитивная нагрузка влияет на речь человека, его мимику, жесты, характерный для него способ коммуникации.
Когнитивная задача для говорящего была сформирована в рамках эксперимента, основанного на прочтении заведомо ложной информации. Испытуемым предлагалось читать сначала вопросы, а затем правильные или неправильные ответы на них. База вопросов и ответов формировалась так, чтобы испытуемому не составило большого труда обнаружить заведомо ложную информацию во время прочтения. Таким образом, эксперимент создавал условия, при которых у дикторов возникало ощущение несоответствия предлагаемого ответа с внутренним представлением о нем. Вербальные и невербальные реакции, отражающие это несоответствие, фиксировались в форме аудио- и видеозаписи.
В эксперименте участвовали 33 диктора разного пола (17 мужчин и 16 женщин), возраста от 17 до 45 лет. В программе Elan была осуществлена разметка и аннотация экстралингвистических, мимических и жестовых особенностей. Наиболее часто обработка ложной информации сопровождалась улыбкой, смехом, движением бровей и губ, покачиванием головой и отводом глаз, а также наличием заполненных и незаполненных пауз перед прочтением ответа. При этом телодвижения в области рук и плеч при чтении просто отсутствовали, что говорит о необязательности использования жестов в указанных обстоятельствах.
С помощью программы Praat в неправильных и правильных ответах измерялись средняя частота основного тона во фразе, частота первой форманты на ударных гласных (в интонационном центре), встречающихся в обоих видах ответа (/е/, /о/, /а/), а также значения интенсивности, jitter и shimmer во фразе. Результаты показали, что для прочтения заведомо ложной информации характерно повышение частоты первой форманты (F1), значения shimmer. Обозначенные тенденции не могут служить абсолютными индикаторами когнитивной нагрузки, во многом потому что реакции на ложную информацию крайне индивидуальны. Однако в дальнейшем материал данного исследования может стать фундаментом для масштабного исследования когнитивной нагрузки или источником для гипотез о вербальных и невербальных особенностях эмоционального напряжения, в частности, удивления, также наблюдаемого в ранее обозначенных условиях несоответствия.
Поведение человека в условиях когнитивной нагрузки непредсказуемо. Исследования в этой области предполагают возможность выражения внутренних процессов, связанных с обработкой информации, в мимике, жестикуляции, экстралингвистических и фонетических характеристиках. Речевая деятельность и невербальное поведение человека, оказавшегося в подобной ситуации, могут рассматриваться как сопутствующие усвоению информации процессы, как процессы, в каком-то смысле отражающие ход решения некоторой когнитивной задачи.
Цель работы — определить, каким образом когнитивная нагрузка влияет на речь человека, его мимику, жесты, характерный для него способ коммуникации.
Когнитивная задача для говорящего была сформирована в рамках эксперимента, основанного на прочтении заведомо ложной информации. Испытуемым предлагалось читать сначала вопросы, а затем правильные или неправильные ответы на них. База вопросов и ответов формировалась так, чтобы испытуемому не составило большого труда обнаружить заведомо ложную информацию во время прочтения. Таким образом, эксперимент создавал условия, при которых у дикторов возникало ощущение несоответствия предлагаемого ответа с внутренним представлением о нем. Вербальные и невербальные реакции, отражающие это несоответствие, фиксировались в форме аудио- и видеозаписи.
В эксперименте участвовали 33 диктора разного пола (17 мужчин и 16 женщин), возраста от 17 до 45 лет. В программе Elan была осуществлена разметка и аннотация экстралингвистических, мимических и жестовых особенностей. Наиболее часто обработка ложной информации сопровождалась улыбкой, смехом, движением бровей и губ, покачиванием головой и отводом глаз, а также наличием заполненных и незаполненных пауз перед прочтением ответа. При этом телодвижения в области рук и плеч при чтении просто отсутствовали, что говорит о необязательности использования жестов в указанных обстоятельствах.
С помощью программы Praat в неправильных и правильных ответах измерялись средняя частота основного тона во фразе, частота первой форманты на ударных гласных (в интонационном центре), встречающихся в обоих видах ответа (/е/, /о/, /а/), а также значения интенсивности, jitter и shimmer во фразе. Результаты показали, что для прочтения заведомо ложной информации характерно повышение частоты первой форманты (F1), значения shimmer. Обозначенные тенденции не могут служить абсолютными индикаторами когнитивной нагрузки, во многом потому что реакции на ложную информацию крайне индивидуальны. Однако в дальнейшем материал данного исследования может стать фундаментом для масштабного исследования когнитивной нагрузки или источником для гипотез о вербальных и невербальных особенностях эмоционального напряжения, в частности, удивления, также наблюдаемого в ранее обозначенных условиях несоответствия.