XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Специфика приема «потока сознания» в романе Дж. С. Фоера «Жутко громко и запредельно близко»

Дарья Александровна Сивоченко
Докладчик
студент 4 курса
Северо-Кавказский федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

Целью настоящего исследования является определение специфики и функций приема «потока сознания» в романе Дж. С. Фоера (Jonathan Safran Foer, р. 1977) «Жутко громко и запредельно близко» («Extremely Loud and Incredibly Close»). Актуальность исследования определяется важностью творчества современного американского прозаика Дж. С. Фоера для литературного процесса XXI в. В работе рассматриваются специфические черты приема «потока сознания» трех действующих лиц романа, от имени которых ведется повествование. В исследовании используются методы классификации, анализа, сопоставления.

Тезисы

Ключевые слова: Дж. С. Фоер; поток сознания; эмотивность; интермедиальность

Роман Дж. С. Фоера «Жутко громко и запредельно близко» («Extremely Loud and Incredibly Close») неоднократно становился объектом исследования многих отечественных и западных литературоведов. Так, Н. С. Шалимова определяет жанр произведения как «роман-освобождение», А. Г. Смирнова и Т. Манцарис в своих статьях обращаются к интермедиальному аспекту текста, И. А. Авраменко исследует проблему коммуникации в романе. Настоящее исследование посвящено определению специфики приема «потока сознания» в романе Фоера.
Современная литература обращена к проблеме повествовательной точки зрения. Данная проблема выражается в форме «расщепленного я» повествователя, а также зачастую в наличии у него особенностей психического здоровья. Наррация от лица героя прекращает быть удобной повествовательной ситуацией и разрушает классическое представление о мире. Для интеграции читателя в структуру романа и сознание героя Фоер использует прием «потока сознания», введенного в модернистский дискурс как новаторский способ детального анализа процессов человеческой психики, как поиск точки гармонии в разрушенном относительном мире. В романе Фоера повествование ведется от трех лиц: главного героя, мальчика Оскара Шелла с синдромом Аспергера, его бабушки Анны и его дедушки Томаса.
Специфика рассуждений Оскара Шелла определяется точностью в приведении данных, логичностью, обилием метафор, структуризацией информации, отрывочностью, акцентированием внимания на ярких эмоциональных эпизодах, интертекстуальностью, интермедиальностью и языковой игрой — смешением различных языков в повествовании.
Главы Томаса и Анны представлены в эпистолярной форме. Повествование Томаса Шелла — это письма, посвященные его оставленному сыну. Отличительной чертой «потока сознания» героя становится акцент на отдельные фразы, вынесенные на всю страницу. Также в повествовании присутствует прием взаимонаслоения фрагментов текста как визуальной метафоры, перешедшей в яркий визуальный образ, призванный продемонстрировать внутренний эмоциональный накал персонажа. Подобно повествованию Оскара, «поток сознания» Томаса интермедиален.
Письма Анны Шелл обращены к ее внуку, Оскару, и отличительной чертой повествования героини становится принадлежность к эмоциональному дискурсу (Фоер также называет главы Анны «Мои чувства»), поскольку лейтмотив писем Анны — любовь как полное принятие.
Ключом к обнаружению специфики «потока сознания» Фоера служит название романа. Как отмечалось выше, сознанию главного героя, О. Шелла, свойственен метафоризирующий характер. Таким образом создается диалог между автором и читателем через ощущение, эмоцию. Фоер становится продолжателем творческого метода М. Пруста, изображавшего образ мира через впечатления героя. Кроме того, диалог между читателем и текстом создается новаторским приемом Фоера — активным использованием интермедиальных элементов в повествовании. Фотографии, рисунки, записи от руки включены в текст произведения, они помещаются на страницы, фрагментируя повествование.
В заключение исследования можно сделать вывод о том, что специфика приема «потока сознания» Фоера заключается в эмотивности как способе установления контакта между автором и читателем, новаторство автора проявляется в интермедиализации текста, также способствующей вовлечению читателя в текст романа.