Стратегии создания персонажей в итальянском постмодернистском романе рубежа XX—XXI вв.
Екатерина Сергеевна Лебедева
Докладчик
магистрант 1 курса
Беларусский государственный университет
Беларусский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В исследовании
рассматриваются приемы, с помощью которых современные итальянские авторы
создают образы персонажей. Современная итальянская проза тяготеет к изображению
представителей среднего класса, «типических характеров», попадающих в
нестандартные обстоятельства. Важны «говорящие
имена», нарицательные номинации или отсутствие имени как такового. Нивелируется
художественная деталь, образ героев передается в большей степени за счет
речевой характеристики.
Тезисы
Ключевые слова: роман; стратегии создания персонажей; имя в литературе; речевая характеристика; итальянская литература
Исследование проводится на материале романов Дж. Куликкья «Все равно тебе водить» («Tutti giù per terra», 1995), С. Бенни «Маргерита Дольчевита» («Margherita Dolcevita», 2005) и Н. Амманити «Да будет праздник» («Che la festa cominci», 2009) и рассматривает, как при создании персонажей в итальянском постмодернистском романе рубежа XX—XXI вв. используются классические методы, новаторски обработанные и «наложенные» на современную «почву».
Важным атрибутом любого героя является его имя (не обязательное собственное, любая номинация вообще). Оно «взаимодействует с внетекстовой реальностью/реальностью других текстов» или выступает «способом выражения в конкретном тексте» [Ковалев, 2023]. Каждое имя в романе Бенни подчеркивает превалирующее в персонаже качество: Красотка, Верный, Фридо (нем. Frieda, Frieden ‘мир’), Ленора (‘человечная’), Ангел. В романе «Да будет праздник» с помощью имен и кличек передается мотив двойной жизни героев: в обычной жизни Саверио (‘сияющий’) становится Мантосом (мифологическое существо из мира мертвых у этрусков). Писатель Фабрицио носит имя, восходящее к латинскому fabbro ‘кузнец, создатель’. В романе Куликкья сама инаковость Вальтера и его «выключенность» из общества подчеркивается иностранным именем. Встречается и «минус-прием»: имена отца и матери Вальтера остаются неизвестны, чем подчеркивается «безличность» этих персонажей.
Современных авторов все чаще привлекают герои-выходцы из среднего класса, но «выключенные» из общества. Мотив избранничества редуцируется, герои оказываются не выдающимися, а «обычными». Они «нормальны», но выделяются на фоне «ненормальности» среды. Так, Маргерита и Вальтер воплощают образы среднестатистических подростков. Сатанизм Мантоса лишь увлечение героя, в сущности, он обычный работник мебельной фабрики. В центре повествования оказывается среднестатистический человек, не однозначно положительный герой, но получающий сочувствие и/или понимание. Не «типические характеры в типических обстоятельствах», но «типические характеры» в обстоятельствах измененных, обусловленных быстро сменяющимся миром.
Важную роль в романах играет речевая характеристика персонажей: «...В произведении не может быть ни одного момента речи, который не будет изображать, характеризуя. Что-либо отобразить (в том числе и персонажа с его речью) — всегда как-нибудь это охарактеризовать. Даже просто называя что-либо, автор вкладывает в это свое видение. <…> Изображая речь персонажа, автор изображает не язык вообще, а именно речь конкретного человека, всегда “выдающую” его...» [Лебедев, 2003]. Для изображения героев авторы прибегают к языковой игре (специфическое словообразование, стилизация под речь ребенка, подростка и т. д.). Наличие в языке итальянской прозы ругательств, которые стирают границу между литературным и не литературным, англицизмов, отражает современную языковую реальность Италии. Таким образом, в итальянском постмодернистском романе рубежа XX—XXI вв. создается не только образ героя, но и современного пространства Италии в целом.
Литература:
Ковалев Б. В. Имя в прозе. Очерки по номинологии. СПб., 2023.
Лебедев С. Ю. Образ повествователя: структура, типология, функции (на материале малой прозы): дис. … канд. филол. наук. Минск, 2003.
Исследование проводится на материале романов Дж. Куликкья «Все равно тебе водить» («Tutti giù per terra», 1995), С. Бенни «Маргерита Дольчевита» («Margherita Dolcevita», 2005) и Н. Амманити «Да будет праздник» («Che la festa cominci», 2009) и рассматривает, как при создании персонажей в итальянском постмодернистском романе рубежа XX—XXI вв. используются классические методы, новаторски обработанные и «наложенные» на современную «почву».
Важным атрибутом любого героя является его имя (не обязательное собственное, любая номинация вообще). Оно «взаимодействует с внетекстовой реальностью/реальностью других текстов» или выступает «способом выражения в конкретном тексте» [Ковалев, 2023]. Каждое имя в романе Бенни подчеркивает превалирующее в персонаже качество: Красотка, Верный, Фридо (нем. Frieda, Frieden ‘мир’), Ленора (‘человечная’), Ангел. В романе «Да будет праздник» с помощью имен и кличек передается мотив двойной жизни героев: в обычной жизни Саверио (‘сияющий’) становится Мантосом (мифологическое существо из мира мертвых у этрусков). Писатель Фабрицио носит имя, восходящее к латинскому fabbro ‘кузнец, создатель’. В романе Куликкья сама инаковость Вальтера и его «выключенность» из общества подчеркивается иностранным именем. Встречается и «минус-прием»: имена отца и матери Вальтера остаются неизвестны, чем подчеркивается «безличность» этих персонажей.
Современных авторов все чаще привлекают герои-выходцы из среднего класса, но «выключенные» из общества. Мотив избранничества редуцируется, герои оказываются не выдающимися, а «обычными». Они «нормальны», но выделяются на фоне «ненормальности» среды. Так, Маргерита и Вальтер воплощают образы среднестатистических подростков. Сатанизм Мантоса лишь увлечение героя, в сущности, он обычный работник мебельной фабрики. В центре повествования оказывается среднестатистический человек, не однозначно положительный герой, но получающий сочувствие и/или понимание. Не «типические характеры в типических обстоятельствах», но «типические характеры» в обстоятельствах измененных, обусловленных быстро сменяющимся миром.
Важную роль в романах играет речевая характеристика персонажей: «...В произведении не может быть ни одного момента речи, который не будет изображать, характеризуя. Что-либо отобразить (в том числе и персонажа с его речью) — всегда как-нибудь это охарактеризовать. Даже просто называя что-либо, автор вкладывает в это свое видение. <…> Изображая речь персонажа, автор изображает не язык вообще, а именно речь конкретного человека, всегда “выдающую” его...» [Лебедев, 2003]. Для изображения героев авторы прибегают к языковой игре (специфическое словообразование, стилизация под речь ребенка, подростка и т. д.). Наличие в языке итальянской прозы ругательств, которые стирают границу между литературным и не литературным, англицизмов, отражает современную языковую реальность Италии. Таким образом, в итальянском постмодернистском романе рубежа XX—XXI вв. создается не только образ героя, но и современного пространства Италии в целом.
Литература:
Ковалев Б. В. Имя в прозе. Очерки по номинологии. СПб., 2023.
Лебедев С. Ю. Образ повествователя: структура, типология, функции (на материале малой прозы): дис. … канд. филол. наук. Минск, 2003.