Ф. М. Достоевский и В. Гюго: «бедные и отверженные» в романах «Бедные люди» и «Отверженные»
Ярослав Сергеевич Малиновский
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен исследованию русско-французских литературных связей XIX в. на
примере сравнения эпистолярного романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди» и
романа-эпопеи В. Гюго «Отверженные». Выявляется
общность авторской идеи и проблематики хронологически смежных произведений,
проводится типологический анализ «социальной» природы конфликта и образов
главных героев (Девушкин и Вальжан). В ходе исследования устанавливаются
структурные уровни, позволяющие концептуализировать сопоставление.
Тезисы
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский; В. Гюго; типология
Эпистолярный роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди» и роман-эпопея В. Гюго «Отверженные» анализируются в русле и традиции отечественного изучения русско-французских литературных связей XIX в. На основе культурно-исторического и сопоставительного (типологического) методов выявляется общность авторской идеи и проблематики хронологически смежных произведений, проводится типологический анализ «социальной» природы конфликта и образов главных героев — Макара Девушкина и Жана Вальжана.
В ходе исследования устанавливаются структурные уровни, позволяющие конкретизировать и концептуализировать сопоставительное русло для рассмотрения единого выявленного типа персонажа в анализируемых произведениях («мужчина, стесненный социальными обстоятельствами»):
1. Общечеловеческое и социальное (абстрагирование и уход — внутренний/внешний бунт и последующее развитие);
2. Идейное (внутренняя/внешняя природа поиска, включение метатекстов и «персонажей-проводников»);
3. Родовое (семейная принадлежность в связи с внутренней претензией в привязке к любовному конфликту).
Содержание и своеобразие выделенных уровней раскрывается через взаимосвязанные сюжетно-образные аспекты, среди которых особенно важными оказались влияние «другого», осложнённое любовной коллизией или следованием социальной роли (Быков и Жавер), тип «отринутых парий общества», нарратив и метатекстовые включения с рефлексией героя (для Достоевского — «Шинель» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина; для Гюго — библейский текст), «благородное влияние» женских образов (Варвары Доброселовой, Доброй женщины и Фантины). В результате анализа сложного пути развития и становления персонажей — внутренняя и внешняя градация и развитие, «второе Я» в письме и в действительности и др. — представляется возможным прояснить жанровую специфику произведений и их разность, которая в сближении нивелируется, обнаруживая образно-смысловую общность рассмотренных текстов.
Эпистолярный роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди» и роман-эпопея В. Гюго «Отверженные» анализируются в русле и традиции отечественного изучения русско-французских литературных связей XIX в. На основе культурно-исторического и сопоставительного (типологического) методов выявляется общность авторской идеи и проблематики хронологически смежных произведений, проводится типологический анализ «социальной» природы конфликта и образов главных героев — Макара Девушкина и Жана Вальжана.
В ходе исследования устанавливаются структурные уровни, позволяющие конкретизировать и концептуализировать сопоставительное русло для рассмотрения единого выявленного типа персонажа в анализируемых произведениях («мужчина, стесненный социальными обстоятельствами»):
1. Общечеловеческое и социальное (абстрагирование и уход — внутренний/внешний бунт и последующее развитие);
2. Идейное (внутренняя/внешняя природа поиска, включение метатекстов и «персонажей-проводников»);
3. Родовое (семейная принадлежность в связи с внутренней претензией в привязке к любовному конфликту).
Содержание и своеобразие выделенных уровней раскрывается через взаимосвязанные сюжетно-образные аспекты, среди которых особенно важными оказались влияние «другого», осложнённое любовной коллизией или следованием социальной роли (Быков и Жавер), тип «отринутых парий общества», нарратив и метатекстовые включения с рефлексией героя (для Достоевского — «Шинель» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина; для Гюго — библейский текст), «благородное влияние» женских образов (Варвары Доброселовой, Доброй женщины и Фантины). В результате анализа сложного пути развития и становления персонажей — внутренняя и внешняя градация и развитие, «второе Я» в письме и в действительности и др. — представляется возможным прояснить жанровую специфику произведений и их разность, которая в сближении нивелируется, обнаруживая образно-смысловую общность рассмотренных текстов.