Современные русские детские тайные языки: актуальная классификация и дизайн социолингвистического опроса
Дарья Максимовна Малышева
Докладчик
студент 4 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен изучению способов образования и функционированию современных русских детских тайных языков. В качестве материала используются данные из открытых интернет-источников и результаты опроса. В рамках исследования предложена классификация тайных языков, основанная на работе Г. С. Виноградова и дополненная актуальными примерами. Она включает 45 языков, разделенных по способу образования. Будет представлен дизайн социолингвистического опроса для сбора языковых данных.
Тезисы
Ключевые слова: детские тайные языки; детская субкультура; дизайн исследования; социолингвистический опрос
Детский тайный язык — это «одна из важнейших черт детской субкультуры» [Абраменкова, 2017: 115]. Согласно исследованиям российских лингвистов, подобные искусственно созданные языки выполняют в первую очередь функцию обособления, т. е. отделяют группу детей или подростков от взрослых, младших детей или не принадлежащих к закрытому сообществу сверстников. В русскоязычном исследовательском поле наиболее подробной является работа, опубликованная Г. С. Виноградовым в 1926 г. [Виноградов, 1998: 105—130]. В ней была впервые представлена подробная классификация русских детских тайных языков, основанная на способе их образования. В своем исследовании он отмечает, что наиболее продуктивным возрастом для создания тайных языков является так называемый «второй период» (7—12 лет), который характеризуется «настойчивым обособлением от жизни и быта взрослых» [Там же: 105].
Цель настоящей работы — сформировать представления об образовании и функционировании детских тайных языков в современном русскоязычном сообществе. В качестве материала исследования будут использованы открытые источники сети Интернет (социальные сети, форумы, блоги и т. д.) и данные, полученные в ходе оффлайн лингвистического опроса носителей русского языка.
В рамках доклада будут представлены результаты двух этапов исследования:
1. Классификация современных детских тайных языков, основанная на классификации Г. С. Виноградова и дополненная с использованием материала интернет-форумов и блогов;
2. Дизайн опроса носителей русского языка, данные которого будут использованы для анализа функционирования детских тайных языков в диахронии.
Персональная классификация включает в себя 45 языков, разделенных на следующие типы по способу образования:
1. Языки из основы и утка: языки с односложным утком, языки с двусложным утком, языки с многосложным утком;
2. Языки с приставными слогами;
3. Языки с меной окончания;
4. Языки с добавлением утка к слову;
5. Языки с перестановкой звуков из основы в уток;
6. Обратные языки;
7. Шифровые языки;
8. Жестовые/немые языки.
В ходе работы был разработан дизайн опроса, проводимого при помощи инструмента «Google Forms». Информантам-носителям русского языка было предложено указать количество тайных языков, которые они использовали в детстве и их названия, перевести предложения на эти языки или описать их структуру и выбрать знакомые языки из списка уже известных нам языков. Собранный материал будет использован для того, чтобы выявить современные тенденции использования тайных языков детьми, а также для актуализации и дополнения сформированной предварительно классификации русских детских тайных языков.
Литература:
Абраменкова В. В. Социальная психология детства. М., 2017.
Виноградов Г. С. Страна детей. Избранные труды по этнографии детства. СПб., 1998.
Детский тайный язык — это «одна из важнейших черт детской субкультуры» [Абраменкова, 2017: 115]. Согласно исследованиям российских лингвистов, подобные искусственно созданные языки выполняют в первую очередь функцию обособления, т. е. отделяют группу детей или подростков от взрослых, младших детей или не принадлежащих к закрытому сообществу сверстников. В русскоязычном исследовательском поле наиболее подробной является работа, опубликованная Г. С. Виноградовым в 1926 г. [Виноградов, 1998: 105—130]. В ней была впервые представлена подробная классификация русских детских тайных языков, основанная на способе их образования. В своем исследовании он отмечает, что наиболее продуктивным возрастом для создания тайных языков является так называемый «второй период» (7—12 лет), который характеризуется «настойчивым обособлением от жизни и быта взрослых» [Там же: 105].
Цель настоящей работы — сформировать представления об образовании и функционировании детских тайных языков в современном русскоязычном сообществе. В качестве материала исследования будут использованы открытые источники сети Интернет (социальные сети, форумы, блоги и т. д.) и данные, полученные в ходе оффлайн лингвистического опроса носителей русского языка.
В рамках доклада будут представлены результаты двух этапов исследования:
1. Классификация современных детских тайных языков, основанная на классификации Г. С. Виноградова и дополненная с использованием материала интернет-форумов и блогов;
2. Дизайн опроса носителей русского языка, данные которого будут использованы для анализа функционирования детских тайных языков в диахронии.
Персональная классификация включает в себя 45 языков, разделенных на следующие типы по способу образования:
1. Языки из основы и утка: языки с односложным утком, языки с двусложным утком, языки с многосложным утком;
2. Языки с приставными слогами;
3. Языки с меной окончания;
4. Языки с добавлением утка к слову;
5. Языки с перестановкой звуков из основы в уток;
6. Обратные языки;
7. Шифровые языки;
8. Жестовые/немые языки.
В ходе работы был разработан дизайн опроса, проводимого при помощи инструмента «Google Forms». Информантам-носителям русского языка было предложено указать количество тайных языков, которые они использовали в детстве и их названия, перевести предложения на эти языки или описать их структуру и выбрать знакомые языки из списка уже известных нам языков. Собранный материал будет использован для того, чтобы выявить современные тенденции использования тайных языков детьми, а также для актуализации и дополнения сформированной предварительно классификации русских детских тайных языков.
Литература:
Абраменкова В. В. Социальная психология детства. М., 2017.
Виноградов Г. С. Страна детей. Избранные труды по этнографии детства. СПб., 1998.