XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Категория пространства в фильмах Д. Джармуша «Мертвец» и Ж. Кокто «Орфей»

Алина Сергеевна Турлаева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен сравнительному анализу категории пространства в фильмах Д. Джармуша «Мертвец» и Ж. Кокто «Орфей». Основное внимание уделяется исследованию пространственных решений, связанных с темой смерти и перехода в мир мертвых. Рассматриваются ритуалы, символика и визуальные приемы, которые используются режиссерами для создания образов потустороннего мира. В результате исследования выявляются общие и различные черты в интерпретации темы смерти и пространственных переходов, что позволяет глубже понять авторские подходы к осмыслению вечных философских вопросов.

Тезисы

Ключевые слова: сравнительный анализ; тема смерти; переход

Цель данного исследования заключается в сравнительном анализе категории пространства в фильмах Д. Джармуша «Мертвец» (1995) и Ж. Кокто «Орфей» (1950), а также в выявлении особенностей репрезентации темы смерти и перехода в мир мертвых. Новизна работы заключается в сопоставлении двух кинематографических произведений, принадлежащих разным эпохам и культурным контекстам, но объединенных общей философской проблематикой. Материалом исследования стали визуальные и нарративные элементы фильмов, а также их символическое наполнение. Методология включает сравнительный анализ, семиотический подход и интерпретацию визуальных образов.
В фильме «Мертвец» пространство представлено как путешествие героя через дикие пейзажи американского Запада, которые постепенно трансформируются в метафорический путь к смерти. Джармуш использует черно-белую съемку, чтобы подчеркнуть вневременной характер пространства. Природа становится одновременно реальным и символическим ландшафтом, где граница между жизнью и смертью размывается. Ритуалы перехода в мир мертвых изображены через взаимодействие героя с коренными американцами, которые выступают проводниками в иной мир.
В «Орфее» Кокто пространство организовано вокруг мифа об Орфее и Эвридике, где переход в мир мертвых осуществляется через зеркала. Они становятся порталами, соединяющими реальность и потусторонний мир, что подчеркивает тему иллюзорности и двойственности бытия. Кокто использует сюрреалистические визуальные приемы, чтобы создать ощущение инаковости мира мертвых. Ритуалы перехода связаны с повторяющимися мотивами зеркал, теней и отражений, которые символизируют утрату и поиск.
Сравнительный анализ позволяет выявить общие черты в использовании пространства как метафоры перехода. В обоих фильмах пространство становится активным участником нарратива, отражая внутреннее состояние героев и их путь к принятию смерти. Однако если у Джармуша акцент сделан на природной символике и минимализме, то у Кокто пространство насыщено сюрреалистическими элементами и мифологическими аллюзиями.
Выводы исследования заключаются в том, что оба режиссера используют пространство как ключевой элемент для раскрытия темы смерти, но их подходы различаются в зависимости от культурного и исторического контекста. Джармуш акцентирует внимание на экзистенциальном одиночестве и связи человека с природой, тогда как Кокто обращается к мифу и сюрреализму, чтобы исследовать тему утраты и бессмертия. Эти различия подчеркивают многогранность интерпретации вечных тем в кинематографе.