Исследование оптимизации методов преподавания русского языка как иностранного китайским студентам на основе различий в доминировании полушарий мозга
Ифань Го
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается влияние доминирующего полушария мозга на
изучение китайскими студентами русского языка как иностранного. Предлагаются
стратегии обучения, не зависящие от типа мышления: запоминание (повторение,
ассоциации), компенсация (жесты, упрощение) и социальные стратегии (обсуждения,
языковые клубы). Эти методы направлены на повышение эффективности обучения,
учитывающего особенности восприятия информации студентами с доминированием различных полушарий.
Тезисы
Ключевые
слова: доминирование полушарий мозга; русский как
иностранный; методика РКИ
В настоящее время большое количество студентов из КНР поступают в российские вузы и изучают русский язык, в связи с чем проблема эффективного обучения русскому языку как иностранному приобретает особую актуальность. В последние годы все больше исследователей обращают внимание на то, как особенности индивидуального мышления, в частности доминирование полушарий мозга, могут влиять на процесс изучения иностранных языков. Левое полушарие обычно отвечает за логические и языковые функции, в то время как правое полушарие связано с интуицией и общим восприятием. При изучении иностранного языка учащиеся с более развитым правым полушарием мозга больше полагаются на интуицию и общее восприятие, а не на логический анализ. Как показали исследования китайских ученых, студенты с разными типами мышления проявляют значительные различия в использовании когнитивных и метакогнитивных стратегий. У большинства китайских студентов доминирует правое полушарие (более 55%). Такие учащиеся склонны к общему восприятию и ассоциативному запоминанию при обработке и понимании информации, более чувствительны к обучению с участием нескольких органов чувств. Поскольку такие студенты имеют высокую потребность в эмоциональной поддержке и стимулировании, такие аспекты, как положительная обратная связь, эмоциональное содержание и методы снятия стресса, являются чрезвычайно важными для поддержания их активного учебного состояния. Китайские учащиеся с доминированием левого полушария, согласно исследованию, составили 39% [Lin et al., 2017]. Представляется необходимым при обучении студентов из КНР русскому языку использовать такие стратегии, которые не зависят от преобладающего полушария мозга обучаемых, а именно: преподаватели могут использовать три вида стратегий — стратегии запоминания, компенсации, а также социальные стратегии. В качестве инструментов, стимулирующих более эффективное усвоение знания, преподаватели могут использовать повторяющиеся тренировочные упражнения (напр., чтение вслух и заучивание), а также ассоциативные методы запоминания, которые, связывая новые слова и фразы с яркими изображениями или историями, могут помочь студентам более эффективно запоминать лексику. Создание карточек со словами и их регулярное повторение, использование рифм и ритма для запоминания слов также являются эффективными методами улучшения запоминания. Компенсационные стратегии — использование жестов и мимики для дополнительного объяснения или замена незнакомых слов известными. Студенты могут также догадываться о значениях слов или фраз по контексту и выражать сложные мысли простым языком. Социальные стратегии повышают языковые навыки студентов через взаимодействие и общение с другими. Преподаватели могут организовывать групповые обсуждения, поощрять студентов делиться своим мнением и опытом, тем самым укрепляя языковые навыки. Организация устных упражнений для общения со сверстниками, а также поощрение обращения за помощью и обратной связью при возникновении трудностей являются эффективными способами развития языковых навыков студентов. Кроме того, участие в языковых клубах или мероприятиях также предоставляет больше возможностей для языковой практики.
Литература:
Lin J., Xing H., Xv Y. The impact of left-right brain thinking tendencies on learning strategies of English majors in independent colleges // Ming Ri Feng Shang. 2017. Vol.12. P. 144—145.
В настоящее время большое количество студентов из КНР поступают в российские вузы и изучают русский язык, в связи с чем проблема эффективного обучения русскому языку как иностранному приобретает особую актуальность. В последние годы все больше исследователей обращают внимание на то, как особенности индивидуального мышления, в частности доминирование полушарий мозга, могут влиять на процесс изучения иностранных языков. Левое полушарие обычно отвечает за логические и языковые функции, в то время как правое полушарие связано с интуицией и общим восприятием. При изучении иностранного языка учащиеся с более развитым правым полушарием мозга больше полагаются на интуицию и общее восприятие, а не на логический анализ. Как показали исследования китайских ученых, студенты с разными типами мышления проявляют значительные различия в использовании когнитивных и метакогнитивных стратегий. У большинства китайских студентов доминирует правое полушарие (более 55%). Такие учащиеся склонны к общему восприятию и ассоциативному запоминанию при обработке и понимании информации, более чувствительны к обучению с участием нескольких органов чувств. Поскольку такие студенты имеют высокую потребность в эмоциональной поддержке и стимулировании, такие аспекты, как положительная обратная связь, эмоциональное содержание и методы снятия стресса, являются чрезвычайно важными для поддержания их активного учебного состояния. Китайские учащиеся с доминированием левого полушария, согласно исследованию, составили 39% [Lin et al., 2017]. Представляется необходимым при обучении студентов из КНР русскому языку использовать такие стратегии, которые не зависят от преобладающего полушария мозга обучаемых, а именно: преподаватели могут использовать три вида стратегий — стратегии запоминания, компенсации, а также социальные стратегии. В качестве инструментов, стимулирующих более эффективное усвоение знания, преподаватели могут использовать повторяющиеся тренировочные упражнения (напр., чтение вслух и заучивание), а также ассоциативные методы запоминания, которые, связывая новые слова и фразы с яркими изображениями или историями, могут помочь студентам более эффективно запоминать лексику. Создание карточек со словами и их регулярное повторение, использование рифм и ритма для запоминания слов также являются эффективными методами улучшения запоминания. Компенсационные стратегии — использование жестов и мимики для дополнительного объяснения или замена незнакомых слов известными. Студенты могут также догадываться о значениях слов или фраз по контексту и выражать сложные мысли простым языком. Социальные стратегии повышают языковые навыки студентов через взаимодействие и общение с другими. Преподаватели могут организовывать групповые обсуждения, поощрять студентов делиться своим мнением и опытом, тем самым укрепляя языковые навыки. Организация устных упражнений для общения со сверстниками, а также поощрение обращения за помощью и обратной связью при возникновении трудностей являются эффективными способами развития языковых навыков студентов. Кроме того, участие в языковых клубах или мероприятиях также предоставляет больше возможностей для языковой практики.
Литература:
Lin J., Xing H., Xv Y. The impact of left-right brain thinking tendencies on learning strategies of English majors in independent colleges // Ming Ri Feng Shang. 2017. Vol.12. P. 144—145.