XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Использование аутентичных медиа ресурсов в обучении навыка написания критических эссе

Ксения Викторовна Бердецкая
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В работе рассматривается проблема подготовки старшеклассников к написанию эссе в формате ЕГЭ через развитие навыков критического мышления при использовании аутентичных медиа-ресурсов. Анализ требований ФИПИ и ФГОС показал, что тип эссе на ЕГЭ ближе всего соответствует критическому эссе, которое предполагает анализ и аргументацию. Исследование доказывает эффективность применения материалов из международных источников для расширения словарного запаса, формирования навыков анализа информации.

Тезисы

Ключевые слова: критическое эссе; критическое мышления; письменная речь; аутентичные медиа-ресурсы

Цель исследования заключается в определении типа эссе на государственном едином экзамене по английскому языку и разработке методических материалов для подготовки учащихся к успешному написанию ЕГЭ по английскому языку, с интеграцией аутентичных медиа ресурсов. 
В современной системе образования особое внимание уделяется подготовке учащихся к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по английскому языку, который выбирают многие выпускники. Одним из ключевых разделов ЕГЭ является написание эссе, оцениваемого согласно строгим критериям ФИПИ. Эти критерии определяют структуру текста, логику аргументации, использование языковых средств и грамматическую точность. Однако ФГОС не конкретизирует тип эссе, который необходимо освоить учащимся. Это создает пробел в методологии обучения, так как отсутствует четкая связь между требованиями стандарта и практикой экзамена.
Результаты проведенного исследования показывают, что эссе на ЕГЭ наиболее близко соответствует критическому эссе (critical essay) [Маслов, Маслова, 2019].
Аутентичные материалы характеризуется тесты и другие материалы, которые создавались в стране изучаемого языка и предполагались для использования носителями языка, но в дальнейшем нашли применение в учебном процессе [Колесникова, Долгина, 2008: 307]. Аутентичные медиа-ресурсы (напр., статьи из международных новостных сайтов, научные блоги, подкасты и видео на английском языке) предоставляют доступ к реальным текстам, демонстрирующим различные стили и жанры письма. Использование таких ресурсов помогает расширить словарный запас, освоить специфическую терминологию, ознакомиться с актуальными вопросами мировой повестки дня, что, в свою очередь, позволяет использовать свежие языковые примеры при написании эссе, научиться критически оценивать информацию из разных источников, что важно для развития навыков анализа и аргументации.

Литература:
Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001.
Маслов Ю. В., Маслова М. Е. Эссе по английскому языку. Банк аргументов. Ростов н/Д., 2019.