XXVIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Mise-en-abyme в рассказе В. Набокова «Весна в Фиальте»

Полина Максимовна Шашкова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

В настоящем докладе прием mise-en-abyme рассматривается как элемент организации художественного текста на примере рассказа В. В. Набокова «Весна в Фиальте».

Тезисы

Ключевые слова: В. В. Набоков; mise-en-abyme; нарратив; «Весна в Фиальте»

Современная наука понимает mise-en-abyme как рекурсивную технику — помещение какого-либо объекта, процесса внутри самого же объекта или процесса. Нередко ее сравнивают с «эффектом уробороса», который заключается в бесконечном воспроизведении, с принципом «матрешки» или техникой «текст в тексте», «картина в картине» и т. д. 
На наш взгляд, одной из существенных попыток углубить и систематизировать определение mise-en-abyme стало исследование Л. Е. Муравьевой, где автор рассматривает этот приём как «особую форму авторефлексивного нарратива, в котором актуализируется удвоение и/или расщепление элементов истории или дискурса» с целью определенного воздействия на читателя [Муравьева, 2017: 61]. Mise-en-abyme считается свидетельством зарождения новой поэтики модернистского нарратива, и в нашем докладе мы обратимся к исследованию этой формы в рассказе В. В. Набокова «Весна в Фиальте».
Рассматривая mise-en-abyme в нарративном аспекте, мы остановимся на анализе элементов мотивного уровня. Под мотивом нами понимается «любое смысловое пятно», которое формируется в развертывании структуры текста [Гаспаров, 1993: 30].
Рассказ Набокова построен как воспоминание главного героя Василия о последней встрече со возлюбленной Ниной в Фиальте. Текст начинается с описания весеннего дня, когда герой «раскрывается, как глаз, посреди города» и видит перед собой «и прилавок с открытками, и витрину с распятиями, и объявление заезжего цирка, и <…> корку на старой, сизой панели, сохранившей <…> старинные следы мозаики» [Набоков, 1990: 305]. Так Набоков задает основные мотивы, которые затем реализуются в рассказе. «Открыточные» виды нередко встречаются в дальнейших описаниях Фиальты (набоковеды не раз отмечали особую красочность и детальность этих пейзажей), образ распятия вводит религиозные и фатальные мотивы, переплетающиеся с мотивом цирка. Мозаикой, что проступает на панели, приоткрывая прошлое, оказывается каждая случайная встреча с Ниной. Особое значение в этом «мозаичном принципе» играет и пространство рассказа — Фиальта, которая «состоит из старого и нового города; но между собой новый и старый переплелись… и вот борются» [Набоков, 1990: 318]. Так же и главный герой мечется между своим счастливым семейным миром и призрачной «возможностью жизни» с Ниной.
Таким образом, Набоков концентрирует важные для развертывания истории мотивы в самом начале текста. Он не столько предвосхищает события произведения, сколько предлагает уже свершившуюся историю, сосредоточенную в конкретных элементах мира, которые герой, оказавшись в Фиальте, замечает в первую очередь. Анализ «Весны в Фиальте» с позиций mise-en-abyme позволяет обнаружить эти элементы на мотивном уровне и обратить внимание на новые художественные смыслы.

Литература:
Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: Очерки по русской литературе XX века. М., 1993.
Муравьева Л. Е. Нарративная редупликация как фигура авторефлексии литературного дискурса: дис. … канд. филол. наук. М., 2017.
Набоков В. В. Собрание сочинений русского периода в 4 томах. Т 4. СПб., 2006.