Речевой портрет В. Хлебникова (на материале писем)
Галина Валерьевна Коврегина
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Цель исследования — составить речевой портрет В. Хлебникова, опираясь на модель языковой личности, описанную в работах Ю. Н. Караулова. Материалом послужили 17 писем, адресованных членам семьи Хлебникова. Предпринята попытка выявить характерные особенности языковой личности писателя, отраженные в эго-документах (письмах).
Тезисы
Ключевые слова: речевой портрет; языковая личность;
эго-документы
Изучение языковой личности (далее — ЯЛ) представляет большой интерес для исследователей в связи с актуализацией антрополингвистического направления в науке. Ю. Н. Караулов пишет: «Нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись... <...> ...к человеку, к конкретной языковой личности» [Караулов, 1987: 7]. Этот тезис подчеркивает важность и актуальность исследования ЯЛ отдельно взятого человека.
В докладе представлена попытка изучения ЯЛ В. Хлебникова с опорой на модель Ю. Н. Караулова, утверждавшего, что ЯЛ состоит из трех уровней:
1) вербально-семантического: отдельные слова и грамматические конструкции;
2) лингвокогнитивного: область знаний о мире языковой личности;
3) мотивационного: прагматикон языковой личности.
Материалом исследования послужили 17 писем Хлебникова, написанные с 1908 по 1909 г. членам его семьи. Выбор адресатов обусловлен тем, что в письмах к своей семье Хлебников говорит о бытовых проблемах, благодаря чему можно рассмотреть проявления ЯЛ в приближенной к повседневному общению ситуации. Временные границы были выбраны в связи с фактами биографии поэта: в 1908 г. он приезжает в Санкт-Петербург и знакомится со знаковыми фигурами литературы того времени.
Выявление особенностей ЯЛ велось методом описания писем Хлебникова. Частотные темы, затрагиваемые автором в 1908—1909 гг. (литературная деятельность, быт) выявлялись методом контентного анализа. Цель исследования — выявление характерных особенностей ЯЛ Хлебникова, явленных в т. н. эго-документах. Новизна работы заключается в том, что ЯЛ Хлебникова, проявляющаяся в текстах личностного характера, находящихся за рамками его творчества, не была предметом исследования лингвистов.
В качестве примера приведены некоторые наблюдения над лингвокогнитивным уровнем ЯЛ Хлебникова.
Так, важнейшими темами для ЯЛ поэта являются темы семьи и литературной деятельность, знакомство и взаимодействие с творцами того времени. В письмах Хлебников очень часто интересуется успехами своих брата и сестры: «Шура продолжает ли занятия естествоведением?» (Е. Н. Xлебниковой, Петербург, 28 ноября 1908 г. — в Одессу) [Хлебников, 2020: 408]; «Как Верина живопись?» (В. А. Xлебникову, Петербург, 13 ноября 1909 г. — в Дубны, Полтавской губ.) [Там же: 419].
В контексте значимости места литературной деятельности в системе ценностей Хлебникова наиболее интересным представляется следующий отрывок: «Я пишу о себе: вчера имел счастье видеть свое произведение “Искушение грешника” в печати в “Весне”» (В. В. Хлебниковой, Петербург, 23 октября 1908 г. — в Туапсе) [Хлебников, 2020: 407]. Для ЯЛ Хлебникова характерна ассоциация «я — мое творчество»: между этим элементами может быть поставлен знак равенства.
В свою очередь активное, свободное обращение к фразеологии, создание метафор на ее основе говорит о высоком уровне языковой компетенции Хлебникова: «Я на всех парусах стремлюсь очутиться в январе месяце через скучные праздники» (В. В. Хлебниковой, Петербург, 28 декабря 1909 г. — в Москву) [Там же: 419].
Литература:
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
Хлебников В. В. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М., 2020.
Изучение языковой личности (далее — ЯЛ) представляет большой интерес для исследователей в связи с актуализацией антрополингвистического направления в науке. Ю. Н. Караулов пишет: «Нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись... <...> ...к человеку, к конкретной языковой личности» [Караулов, 1987: 7]. Этот тезис подчеркивает важность и актуальность исследования ЯЛ отдельно взятого человека.
В докладе представлена попытка изучения ЯЛ В. Хлебникова с опорой на модель Ю. Н. Караулова, утверждавшего, что ЯЛ состоит из трех уровней:
1) вербально-семантического: отдельные слова и грамматические конструкции;
2) лингвокогнитивного: область знаний о мире языковой личности;
3) мотивационного: прагматикон языковой личности.
Материалом исследования послужили 17 писем Хлебникова, написанные с 1908 по 1909 г. членам его семьи. Выбор адресатов обусловлен тем, что в письмах к своей семье Хлебников говорит о бытовых проблемах, благодаря чему можно рассмотреть проявления ЯЛ в приближенной к повседневному общению ситуации. Временные границы были выбраны в связи с фактами биографии поэта: в 1908 г. он приезжает в Санкт-Петербург и знакомится со знаковыми фигурами литературы того времени.
Выявление особенностей ЯЛ велось методом описания писем Хлебникова. Частотные темы, затрагиваемые автором в 1908—1909 гг. (литературная деятельность, быт) выявлялись методом контентного анализа. Цель исследования — выявление характерных особенностей ЯЛ Хлебникова, явленных в т. н. эго-документах. Новизна работы заключается в том, что ЯЛ Хлебникова, проявляющаяся в текстах личностного характера, находящихся за рамками его творчества, не была предметом исследования лингвистов.
В качестве примера приведены некоторые наблюдения над лингвокогнитивным уровнем ЯЛ Хлебникова.
Так, важнейшими темами для ЯЛ поэта являются темы семьи и литературной деятельность, знакомство и взаимодействие с творцами того времени. В письмах Хлебников очень часто интересуется успехами своих брата и сестры: «Шура продолжает ли занятия естествоведением?» (Е. Н. Xлебниковой, Петербург, 28 ноября 1908 г. — в Одессу) [Хлебников, 2020: 408]; «Как Верина живопись?» (В. А. Xлебникову, Петербург, 13 ноября 1909 г. — в Дубны, Полтавской губ.) [Там же: 419].
В контексте значимости места литературной деятельности в системе ценностей Хлебникова наиболее интересным представляется следующий отрывок: «Я пишу о себе: вчера имел счастье видеть свое произведение “Искушение грешника” в печати в “Весне”» (В. В. Хлебниковой, Петербург, 23 октября 1908 г. — в Туапсе) [Хлебников, 2020: 407]. Для ЯЛ Хлебникова характерна ассоциация «я — мое творчество»: между этим элементами может быть поставлен знак равенства.
В свою очередь активное, свободное обращение к фразеологии, создание метафор на ее основе говорит о высоком уровне языковой компетенции Хлебникова: «Я на всех парусах стремлюсь очутиться в январе месяце через скучные праздники» (В. В. Хлебниковой, Петербург, 28 декабря 1909 г. — в Москву) [Там же: 419].
Литература:
Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
Хлебников В. В. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М., 2020.