Промежуточные результаты подготовки метрико-строфического справочника поэзии Г. А. Шенгели
Филипп Эдуардович Шейдаев
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлены промежуточные результаты подготовки метрико-строфического справочника Г. А. Шенгели, полученные при анализе таких стиховедческих параметров его поэзии, как размер, строфическая организация, рифмовка (учитывались и статистически значимые отступления от основного размера). Материалом для анализа послужили четыре сборника стихотворений Шенгели: «Апрель над обсерваторией», «Раковина», «Норд», «Планер».
Тезисы
Ключевые слова: Г. Шенгели; метрика; строфика; метрико-строфический справочник поэзии
Г. А. Шенгели был заметной фигурой в русскоязычной поэтической культуре 1920—1940 гг. Он испытал влияние поэтов Серебряного века, с некоторыми из которых был лично знаком. Многие авторы первой половины XX в. признавали его значение. При этом Шенгели является малоизученным автором, в связи с чем масштаб его влияния остается неизвестным.
Основательное изучение творчества поэта необходимо начинать с составления метрико-строфического справочника. Это связано с тем, что для понимания особенностей стихотворений, сопоставления творчества одного стихотворца с творчеством других необходимо получить статистические данные использования метрических и строфических форм. Были проанализированы четыре сборника Шенгели — «Апрель над обсерваторией», «Раковина», «Норд», «Планер». Целью доклада является ознакомление научного сообщества с промежуточными результатами проделанной работы, а также обсуждение выводов, которые можно сделать как при имманентном анализе творчества Шенгели, так и при рассмотрении его творчества в контексте эпохи.
Исследованные сборники были изданы в период с 1917 г. по 1935 г. В статистике, учитывающей размер отдельных стихов вне зависимости от контекста произведения, обращают на себя внимание следующие факты. Классические размеры занимают 90,64% метрического репертуара, неклассические — 9,36%. Из классических размеров двусложные занимают 76,79%, трехсложные — 13,85%. Число стихов, написанных ямбом, значительно превосходит хореические стихи и составляет 63,71% всех стихов. В проанализированных сборниках преобладают пятистопные ямбы, составляя 25,78% всего репертуара. Статистика по произведениям не отличается значительно от статистики по стихам — за исключением отдельных размеров, которые обращают на себя тем самым особое внимание. Так, стихи, написанные Я6, составляют 14,74% всех стихов, и 20,34% — всех произведений.
Г. А. Шенгели был заметной фигурой в русскоязычной поэтической культуре 1920—1940 гг. Он испытал влияние поэтов Серебряного века, с некоторыми из которых был лично знаком. Многие авторы первой половины XX в. признавали его значение. При этом Шенгели является малоизученным автором, в связи с чем масштаб его влияния остается неизвестным.
Основательное изучение творчества поэта необходимо начинать с составления метрико-строфического справочника. Это связано с тем, что для понимания особенностей стихотворений, сопоставления творчества одного стихотворца с творчеством других необходимо получить статистические данные использования метрических и строфических форм. Были проанализированы четыре сборника Шенгели — «Апрель над обсерваторией», «Раковина», «Норд», «Планер». Целью доклада является ознакомление научного сообщества с промежуточными результатами проделанной работы, а также обсуждение выводов, которые можно сделать как при имманентном анализе творчества Шенгели, так и при рассмотрении его творчества в контексте эпохи.
Исследованные сборники были изданы в период с 1917 г. по 1935 г. В статистике, учитывающей размер отдельных стихов вне зависимости от контекста произведения, обращают на себя внимание следующие факты. Классические размеры занимают 90,64% метрического репертуара, неклассические — 9,36%. Из классических размеров двусложные занимают 76,79%, трехсложные — 13,85%. Число стихов, написанных ямбом, значительно превосходит хореические стихи и составляет 63,71% всех стихов. В проанализированных сборниках преобладают пятистопные ямбы, составляя 25,78% всего репертуара. Статистика по произведениям не отличается значительно от статистики по стихам — за исключением отдельных размеров, которые обращают на себя тем самым особое внимание. Так, стихи, написанные Я6, составляют 14,74% всех стихов, и 20,34% — всех произведений.