Образ воды в драмах Х. Ибсена
Алиса Михайловна Левитина
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Исследование посвящено образам воды в драмах Х. Ибсена 1880-х гг. «Дикая утка» («Vildanden», 1884), «Росмерсхольм» («Rosmersholm», 1886) и «Женщина с моря» («Fruen fra havet», 1888). Водная образность в драмах связана с женским началом, проблемой познания загадки жизни, а также актуализирует связь с образами других стихий. Образы воды становятся определяющими в формировании особого типа женских персонажей, которые отвечают на зов разрушительной водной стихии в попытке обрести духовную полноту и цельность.
Тезисы
Ключевые слова: норвежская литература; Х. Ибсен; образ воды; стихия жизни
Символы в творчестве Х. Ибсена более века привлекают внимание исследователей, но до сих пор сравнительно небольшое количество работ было посвящено комплексному анализу символики его драм. Целью доклада является анализ образов воды в драмах Ибсена 1880-х гг., выявление их структурных связей с драматическим конфликтом и исследование эволюции женских персонажей, которые сталкиваются со стихией воды. Научная новизна исследования определяется попыткой представить комплексный анализ образов воды и предложить векторы исследования других образов стихий в творчестве Ибсена.
Основным водным образом в драме «Дикая утка» становится «пучина морская» — особое символическое пространство на чердаке дома Экдалей, где живет дикая утка. Это пространство сознания, актуализирующее дихотомию верха и низа (чердака и морского дна), связано с Хедвиг, дочерью семейства. Женское начало в драмах Ибсена способно отвечать на зов водной стихии, поэтому Хедвиг привязана к дикой утке, ее тоже влечет морская пучина. Мужские персонажи (Ялмар, его отец) при взаимодействии с чердачным пространством переживают раскол сознания, который отражается в постоянном несоответствии их слов мыслям. Хедвиг чувствует эту двойственность, таким образом становясь для них зеркалом. Познание истинного положения вещей в доме через контакт с водной стихией становится для девушки метафорическим погружением на самое дно, и она умирает под водной гладью за грехи своей семьи. В ее образе реализуется «комплекс Офелии», сформулированный Г. Башляром: «Так как Офелии предстоит умереть за грехи другого человека, то умереть она должна в реке, кротко, тайком» [Башляр, 1998: 121].
В «Росмерсхольме» представлен другой образ воды, связывающий верх и низ и влекущий женских персонажей, — водопад. Движение водного потока определяет внутреннее движение Росмера и Ребекки на самое дно загадки жизни. Дополнительные смыслы водных образов актуализируются в семантике фамилии Росмера (Rosmer — название водяного), которая отсылает читателя к датской сказке об Агнете и морском чудище. Трактовка ее как истории борьбы божественного и демонического, женского и мужского начал, подсвечивает стихийный источник сил Росмера и Ребекки, которые устремляются в водопад вслед за погибшей Беатой в попытке раскрыть до конца загадку жизни, достичь полноты самих себя.
Героиня драмы «Женщина с моря» Эллида, носящая имя корабля, сочетает в себе человеческое начало и стихию воды. Море становится символическим пространством объединения мужского и женского: в волны погружаются кольца, которыми Эллида и моряк обручаются с морем и друг с другом. Окончательное соединение с водой сулит для Эллиды растворение, распад. Однако в свободе, данной Эллиде мужем, она узнает всю полноту стихии, а в его выраженной земной природе находит недостающую опору и становится способна разделить сплетенные воедино жизнь и смерть: неизведанное <…> ни манит, ни пугает. Мне дали заглянуть в него <…> Я имела возможность избрать его. И потому я смогла и отречься от него [Ибсен, 1958: 96].
Таким образом, интерпретация образов воды в поздних драмах Ибсена как разрушительных сил самой жизни дает возможность выявить особый тип женских персонажей, отвечающих на зов воды, и варианты разрешения проблематики познания жизни в ее полноте через стихийные начала мира.
Литература:
Башляр Г. Вода и грезы. М., 1998.
Ибсен Х. Женщина с моря / Ибсен Х. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 4. М., 1958.
Символы в творчестве Х. Ибсена более века привлекают внимание исследователей, но до сих пор сравнительно небольшое количество работ было посвящено комплексному анализу символики его драм. Целью доклада является анализ образов воды в драмах Ибсена 1880-х гг., выявление их структурных связей с драматическим конфликтом и исследование эволюции женских персонажей, которые сталкиваются со стихией воды. Научная новизна исследования определяется попыткой представить комплексный анализ образов воды и предложить векторы исследования других образов стихий в творчестве Ибсена.
Основным водным образом в драме «Дикая утка» становится «пучина морская» — особое символическое пространство на чердаке дома Экдалей, где живет дикая утка. Это пространство сознания, актуализирующее дихотомию верха и низа (чердака и морского дна), связано с Хедвиг, дочерью семейства. Женское начало в драмах Ибсена способно отвечать на зов водной стихии, поэтому Хедвиг привязана к дикой утке, ее тоже влечет морская пучина. Мужские персонажи (Ялмар, его отец) при взаимодействии с чердачным пространством переживают раскол сознания, который отражается в постоянном несоответствии их слов мыслям. Хедвиг чувствует эту двойственность, таким образом становясь для них зеркалом. Познание истинного положения вещей в доме через контакт с водной стихией становится для девушки метафорическим погружением на самое дно, и она умирает под водной гладью за грехи своей семьи. В ее образе реализуется «комплекс Офелии», сформулированный Г. Башляром: «Так как Офелии предстоит умереть за грехи другого человека, то умереть она должна в реке, кротко, тайком» [Башляр, 1998: 121].
В «Росмерсхольме» представлен другой образ воды, связывающий верх и низ и влекущий женских персонажей, — водопад. Движение водного потока определяет внутреннее движение Росмера и Ребекки на самое дно загадки жизни. Дополнительные смыслы водных образов актуализируются в семантике фамилии Росмера (Rosmer — название водяного), которая отсылает читателя к датской сказке об Агнете и морском чудище. Трактовка ее как истории борьбы божественного и демонического, женского и мужского начал, подсвечивает стихийный источник сил Росмера и Ребекки, которые устремляются в водопад вслед за погибшей Беатой в попытке раскрыть до конца загадку жизни, достичь полноты самих себя.
Героиня драмы «Женщина с моря» Эллида, носящая имя корабля, сочетает в себе человеческое начало и стихию воды. Море становится символическим пространством объединения мужского и женского: в волны погружаются кольца, которыми Эллида и моряк обручаются с морем и друг с другом. Окончательное соединение с водой сулит для Эллиды растворение, распад. Однако в свободе, данной Эллиде мужем, она узнает всю полноту стихии, а в его выраженной земной природе находит недостающую опору и становится способна разделить сплетенные воедино жизнь и смерть: неизведанное <…> ни манит, ни пугает. Мне дали заглянуть в него <…> Я имела возможность избрать его. И потому я смогла и отречься от него [Ибсен, 1958: 96].
Таким образом, интерпретация образов воды в поздних драмах Ибсена как разрушительных сил самой жизни дает возможность выявить особый тип женских персонажей, отвечающих на зов воды, и варианты разрешения проблематики познания жизни в ее полноте через стихийные начала мира.
Литература:
Башляр Г. Вода и грезы. М., 1998.
Ибсен Х. Женщина с моря / Ибсен Х. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 4. М., 1958.