Гимн Мариам в книге «Исход» Палеи Толковой: смеховой компонент и анализ художественных приемов
Маргарита Эдуардовна Титкова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
На материале интегрального текста Толковый Палеи под редакцией профессора А. М. Камчатнова в докладе рассматривается, каким образом составитель Палеи художественно перерабатывает содержание и структуру библейской песни Мариам книги «Исход» Палеи Толковой. Особое внимание уделяется жанровой специфике параллельного экзегетического комментария на гимн Мариам, а также функции приема подражания. В содержании комментария к гимну выявляется пародия без смехового компонента, использованная в качестве полемического приема.
Тезисы
Ключевые слова: Палея Толковая; гимнография; пародия; смеховая культура
Многочисленные редакции «Толковой Палеи» свидетельствуют о ее высокой популярности в быту древнерусского читателя. Тщательно разработанная система жанров данного литературного памятника отсутствует, так как научно-критическое издание «Толковой Палеи», созданное под редакцией профессора А. М. Камчатнова, вышло в свет не так давно. Целью исследования, представленного в рамках настоящего доклада, является изучение специфических черт поэтики жанра библейской песни в контексте «Толковой Палеи». В задачи данной работы входит: рассмотрение авторской интерпретации библейской песни с точки зрения ее жанровой специфики и особенностей техник ее экзегетического комментария; рассмотрение художественных приемов, образов в гимне Мариам, с помощью которых реализуется толкование событий ветхозаветной истории. На примере пророческого гимна раскрывается функция жанра библейской песни, помещенного в Палею. Сложность и разнообразие техник толкования особенно ярко выражается в использованном автором приеме подражания, направленного на то, чтобы перевернуть представление о благополучии еврейского народа в рамках событий Пятикнижия. Так, в исследовании выявлены редкие в древнерусской литературе случаи использования элементов пародии без смехового компонента: реплики Мариам переосмысляются книжником в целях критики иудаизма. Неоднократное нарушение в песне канонической последовательности нарратива также свидетельствует о сложном опыте полемического толкования в «Толковой Палее». С помощью герменевтико-семантического анализа можно проследить особенности понимания древнерусским автором песенного жанра, а также обозначить внутрижанровую специфику интерпретированных древнерусским книжником песенных текстов.
Многочисленные редакции «Толковой Палеи» свидетельствуют о ее высокой популярности в быту древнерусского читателя. Тщательно разработанная система жанров данного литературного памятника отсутствует, так как научно-критическое издание «Толковой Палеи», созданное под редакцией профессора А. М. Камчатнова, вышло в свет не так давно. Целью исследования, представленного в рамках настоящего доклада, является изучение специфических черт поэтики жанра библейской песни в контексте «Толковой Палеи». В задачи данной работы входит: рассмотрение авторской интерпретации библейской песни с точки зрения ее жанровой специфики и особенностей техник ее экзегетического комментария; рассмотрение художественных приемов, образов в гимне Мариам, с помощью которых реализуется толкование событий ветхозаветной истории. На примере пророческого гимна раскрывается функция жанра библейской песни, помещенного в Палею. Сложность и разнообразие техник толкования особенно ярко выражается в использованном автором приеме подражания, направленного на то, чтобы перевернуть представление о благополучии еврейского народа в рамках событий Пятикнижия. Так, в исследовании выявлены редкие в древнерусской литературе случаи использования элементов пародии без смехового компонента: реплики Мариам переосмысляются книжником в целях критики иудаизма. Неоднократное нарушение в песне канонической последовательности нарратива также свидетельствует о сложном опыте полемического толкования в «Толковой Палее». С помощью герменевтико-семантического анализа можно проследить особенности понимания древнерусским автором песенного жанра, а также обозначить внутрижанровую специфику интерпретированных древнерусским книжником песенных текстов.