О соотношении понятий «смысл» и «ценность» художественного произведения (на примере повести Л. Н. Толстого «Дьявол»)
Кирилл Игоревич Беляев
Докладчик
магистрант 2 курса
МГУ им. М.В. Ломоносова
МГУ им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается теоретическое соотношение категорий «смысл» и «ценность» в рамках литературного произведения, а также сравниваются сущность процесса понимания и природа оценивания. Результаты исследования продемонстрированы на примере анализа повести Л. Н. Толстого «Дьявол».
Тезисы
Ключевые слова: аксиология; герменевтика; смысл; ценность; диалогичность
Одна из составляющих природы литературного произведения — ценностная, охватывающая художественный текст на нескольких уровнях. Согласно распространенному представлению, ключевая особенность функционирования эстетической ценности заключается в осуществлении динамических субъект-объектных отношений в процессе чтения. Так, В. В. Кожинов пишет: «Высота художественной ценности определяется не значительностью “объекта” и “субъекта” произведения, но значительностью самой их “встречи”, воплощенной в произведении» [Кожинов, 1986: 172—173]. В то же время процесс понимания, как и процесс реализации эстетической ценности, является динамическим, но вместе с тем обладает субъект-субъектной формой реализации. Связано это с диалогической природой процесса смыслопостижения: диалог происходит между понимающим и воплощенным субъектами, встреча которых инициирует постижение художественного смысла. Вместе с тем ценность и смысл находятся в тесном взаимодействии, причем одно не может в полной мере существовать без другого: смысл произведения уже составляет его главную ценность, а ценность, в свою очередь, способствует «высвечиванию» смысла, поскольку проявляется в виде аксиологической системы воплощенного субъекта. Это позволяет нам скорректировать представление о природе отношений между воспринимающим субъектом и ценностью произведения: они так же, как и в процессе понимания, носят субъект-субъектный характер. Таким образом, в процессе диалогического общения двух субъектов возникает не только «встреча» со смыслом, но и проверка ценностных систем двух субъектов. Рассмотрим введенное соотношение «смысл – ценность» на примере повести Л. Н. Толстого «Дьявол». На микроуровне произведения наблюдается столкновение двух ценностных систем — центральной, характерной для главного героя (порядочность, духовность), и анти-ценности «дьявола» (греховность, похоть), осуществляющей интервенцию в жизнь Иртенева. Борьба двух систем позволяет читателю не только соотнести их с собственной аксиологией, но и «высветить» смысл произведения: анти-ценности не исходят из сущностной природы человека, но инфернально насаждаются извне, а потому противодействие им требует большой стойкости и веры. Таким образом, категории «смысл» и «ценность» можно рассматривать как строящиеся на субъект-субъектных отношениях, что позволяет говорить не только о процессе смыслопостижения, но и проверке ценностных систем двух субъектов общения.
Литература
Кожинов В.В. О различии эстетических и художественных ценностей // Контекст. Литературно-теоретические исследования / Отв. Редактор Н. К. Гей. М., 1986. С. 155—177.
Одна из составляющих природы литературного произведения — ценностная, охватывающая художественный текст на нескольких уровнях. Согласно распространенному представлению, ключевая особенность функционирования эстетической ценности заключается в осуществлении динамических субъект-объектных отношений в процессе чтения. Так, В. В. Кожинов пишет: «Высота художественной ценности определяется не значительностью “объекта” и “субъекта” произведения, но значительностью самой их “встречи”, воплощенной в произведении» [Кожинов, 1986: 172—173]. В то же время процесс понимания, как и процесс реализации эстетической ценности, является динамическим, но вместе с тем обладает субъект-субъектной формой реализации. Связано это с диалогической природой процесса смыслопостижения: диалог происходит между понимающим и воплощенным субъектами, встреча которых инициирует постижение художественного смысла. Вместе с тем ценность и смысл находятся в тесном взаимодействии, причем одно не может в полной мере существовать без другого: смысл произведения уже составляет его главную ценность, а ценность, в свою очередь, способствует «высвечиванию» смысла, поскольку проявляется в виде аксиологической системы воплощенного субъекта. Это позволяет нам скорректировать представление о природе отношений между воспринимающим субъектом и ценностью произведения: они так же, как и в процессе понимания, носят субъект-субъектный характер. Таким образом, в процессе диалогического общения двух субъектов возникает не только «встреча» со смыслом, но и проверка ценностных систем двух субъектов. Рассмотрим введенное соотношение «смысл – ценность» на примере повести Л. Н. Толстого «Дьявол». На микроуровне произведения наблюдается столкновение двух ценностных систем — центральной, характерной для главного героя (порядочность, духовность), и анти-ценности «дьявола» (греховность, похоть), осуществляющей интервенцию в жизнь Иртенева. Борьба двух систем позволяет читателю не только соотнести их с собственной аксиологией, но и «высветить» смысл произведения: анти-ценности не исходят из сущностной природы человека, но инфернально насаждаются извне, а потому противодействие им требует большой стойкости и веры. Таким образом, категории «смысл» и «ценность» можно рассматривать как строящиеся на субъект-субъектных отношениях, что позволяет говорить не только о процессе смыслопостижения, но и проверке ценностных систем двух субъектов общения.
Литература
Кожинов В.В. О различии эстетических и художественных ценностей // Контекст. Литературно-теоретические исследования / Отв. Редактор Н. К. Гей. М., 1986. С. 155—177.