Способы номинации местночтимых святых в устных легендах Русского Севера (на материале архива СДК)
Мария Руслановна Лимаренко
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен способам номинации местночтимых святых в устных легендах Русского Севера. В исследовании описаны и проанализированы агионимы, употребляющиеся в устных легендах, записанных на территории Ярославской области. Источником материала послужил архив СДК (Севернорусская духовная культура) СПбГУ.
Тезисы
Ключевые
слова: народное православие; традиционная языковая картина мира; способы
номинации; агионимы
Этнолингвистика — молодая дисциплина, которая рассматривает язык в его отношениях к этнокультуре и культуре в целом, изучает этнокультурные и этнопсихологические факторы его функционирования (в том числе в конкретном регионе). В 1984 г. профессор ЛГУ О. А. Черепанова создала научную экспедиционную программу «Духовная культура Русского Севера в народной словесности», материалы этих экспедиций составили архив «Севернорусская духовная культура» (СДК). Одно из направлений программы — сбор и изучение материала по теме народного православия (термин А. А. Панченко) [Панченко, 1998], в частности, фиксация спонтанных рассказов носителей русской традиции о почитаемых ими святых. Именно такие записи устных агиографических легенд (под легендой понимается текст повествовательного характера и мифопоэтического содержания [Мороз, 2009: 17]), сделанные в Борисоглебском, Тутаевском и Любимском районах Ярославской области, стали материалом для настоящего исследования.
Различные способы речевой репрезентации местночтимых святых отражают как традиционную картину мира в общем, так и конкретные представления, которые сформировались у носителей традиции в результате распространения народной агиографии. Изучая их, можно реконструировать составляющие духовной культуры Русского Севера, причем не только прошлого, но и настоящего времени. Предметом нашего исследования пока что стали только способы номинации общепочитаемых, местночтимых канонизированных и неканонизированных святых. Цель исследования — описать и проанализировать агионимы, употребляемые в представленных в СДК агиографических легендах, по различным собственно лингвистическим параметрам (способы номинации, структура номинации, содержание номинации и др.).
Новизна такого исследования заключается в том, что, во-первых, лингвистическая сторона народного православия, в том числе способов именования святых, до сих пор остается малоизученной. Во-вторых, изучаемый материал еще не становился объектом лингвистического исследования. При помощи описательного метода, методов контекстуального и структурно-семантического анализа были проанализированы номинации 18 местночтимых святых. Общий вывод анализа состоит в том, что употребляемые в легендах агионимы имеют высокую смысловую нагрузку, что не характерно для антропонимов в обыденной речи. Мотивация выбора номинации, по предварительным выводам, обусловлена народными представлениями о герое повествования. Например, в легендах о том, как Николай Чудотворец кому-то помог, наиболее предпочтительной оказывается форма Никола / Николай Угодник (в православном каноне: Угодник — ‘угоден Богу’; в народном православии: Угодник — ‘угождает людям’).
Кроме того, анализ показал, что номинации святых способны формировать традиционную картину мира и развертываться в новые тексты. Так, поскольку один и тот же святой именуется по-разному, возникает представление, что Иоанн Креститель и Иоанн Предтеча — это два разных персонажа.
Литература:
Мороз А. Б. Святые Русского Севера: Народная агиография. М., 2009.
Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.
Этнолингвистика — молодая дисциплина, которая рассматривает язык в его отношениях к этнокультуре и культуре в целом, изучает этнокультурные и этнопсихологические факторы его функционирования (в том числе в конкретном регионе). В 1984 г. профессор ЛГУ О. А. Черепанова создала научную экспедиционную программу «Духовная культура Русского Севера в народной словесности», материалы этих экспедиций составили архив «Севернорусская духовная культура» (СДК). Одно из направлений программы — сбор и изучение материала по теме народного православия (термин А. А. Панченко) [Панченко, 1998], в частности, фиксация спонтанных рассказов носителей русской традиции о почитаемых ими святых. Именно такие записи устных агиографических легенд (под легендой понимается текст повествовательного характера и мифопоэтического содержания [Мороз, 2009: 17]), сделанные в Борисоглебском, Тутаевском и Любимском районах Ярославской области, стали материалом для настоящего исследования.
Различные способы речевой репрезентации местночтимых святых отражают как традиционную картину мира в общем, так и конкретные представления, которые сформировались у носителей традиции в результате распространения народной агиографии. Изучая их, можно реконструировать составляющие духовной культуры Русского Севера, причем не только прошлого, но и настоящего времени. Предметом нашего исследования пока что стали только способы номинации общепочитаемых, местночтимых канонизированных и неканонизированных святых. Цель исследования — описать и проанализировать агионимы, употребляемые в представленных в СДК агиографических легендах, по различным собственно лингвистическим параметрам (способы номинации, структура номинации, содержание номинации и др.).
Новизна такого исследования заключается в том, что, во-первых, лингвистическая сторона народного православия, в том числе способов именования святых, до сих пор остается малоизученной. Во-вторых, изучаемый материал еще не становился объектом лингвистического исследования. При помощи описательного метода, методов контекстуального и структурно-семантического анализа были проанализированы номинации 18 местночтимых святых. Общий вывод анализа состоит в том, что употребляемые в легендах агионимы имеют высокую смысловую нагрузку, что не характерно для антропонимов в обыденной речи. Мотивация выбора номинации, по предварительным выводам, обусловлена народными представлениями о герое повествования. Например, в легендах о том, как Николай Чудотворец кому-то помог, наиболее предпочтительной оказывается форма Никола / Николай Угодник (в православном каноне: Угодник — ‘угоден Богу’; в народном православии: Угодник — ‘угождает людям’).
Кроме того, анализ показал, что номинации святых способны формировать традиционную картину мира и развертываться в новые тексты. Так, поскольку один и тот же святой именуется по-разному, возникает представление, что Иоанн Креститель и Иоанн Предтеча — это два разных персонажа.
Литература:
Мороз А. Б. Святые Русского Севера: Народная агиография. М., 2009.
Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб., 1998.