Мотив одиночества в рассказах Р. Брэдбери (на материале сборника рассказов «Золотые яблоки солнца»)
Алина Александровна Стригина
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Общеизвестно, что одним из самых эффективных методов исследования художественных текстов является их мотивный анализ. В докладе рассматривается ключевой для мировой литературы мотив одиночества, ведущий в сборнике рассказов Р. Брэдбери «Золотые яблоки солнца» («The Golden Apples of The Sun», 1953). Анализируются особенности функционирования данного мотива в произведениях сборника, характеризуются связанные с ним образы, а также выявляются используемые автором языковые средства выразительности.
Тезисы
Ключевые слова: мотив одиночества; лейтмотив; репрезентанты мотива; рассказы Р. Брэдбери
Мотив становился предметом многочисленных отечественных и зарубежных исследований как в XX в., так и XXI в., что свидетельствует об устойчивом интересе ученых к данной теме. В качестве примера можно привести работы А. Н. Веселовского, Б. М. Гаспарова [Веселовский, 1989; Гаспаров, 1996].
Мотив одиночества широко представлен в художественной литературе, поскольку он не только выступает репрезентацией соответствующего эмоционального состояния героев произведений, но и являет собой сложный философский и художественный феномен, отражает внутренний мир человека, его место в обществе и мире.
Мотив одиночества является одним из ключевых в творчестве американского писателя Р. Брэдбери. В мотивной структуре сборника рассказов «Золотые яблоки солнца» («The Golden Apples of The Sun», 1953) он занимает одно из ключевых мест. Яркое развитие данный мотив получает уже в первом рассказе цикла — «Ревун» («The Fog Horn», 1951). В качестве центрального образа рассказа Брэдбери выбирает фантастический образ морского чудовища, который можно рассматривать как персонификацию чувства одиночества. Названный мотив реализуется в образах природы, окружающей действительности (дорога, океан, ночь, туман, маяк), в форме легенды старого смотрителя, во внутреннем монологе главного героя. Вслед за «Ревуном» образ ночи, а также семантически связанные с ним образы тьмы и холода, неизменно присутствуют в каждом рассказе сборника, повествующем об одиночестве и изолированности. В открывающем сборник рассказе писатель также вводит в смысловое поле цикла категорию невыразимого, которая обуславливает ситуацию отчуждения, становясь тем самым первоисточником чувства одиночества.
Заслуживает внимания и более подробное рассмотрение причин возникновения мотива одиночества в рассказах писателя. Наиболее частой причиной одиночества персонажей Брэдбери является какое-либо их отличие от других либо во внешнем облике, либо в образе жизни, которое вызывает зависть, страх и отвращение окружающих. Среди других причин, заставляющих героев добровольно бежать от общества, также упоминаются бунт и угроза войны. Писатель указывает и на причины, не зависящие от воли героев, отгораживающие их от других людей, такие как болезнь, бездетность.
Для выражения анализируемого мотива автор использует такие языковые и стилистические средства, как синонимический ряд (loneliness, isolation, seclusion, solitariness), лексический повтор, метафора. В качестве примера метафоры можно привести следующую цитату: I’ll make a voice that is loneliness itself, like an empty bed beside you all night long, and like an empty house when you open the door, and like trees in autumn with no leaves [Bradbury, 1959: 9].
Итак, проанализировав рассказы Брэдбери, мы можем утверждать, что для произведений данного автора мотив одиночества является ключевым. Не менее важными становятся варианты, в которых рассматриваемый мотив функционирует в текстах писателя. Эта особенность, с одной стороны, доказывает сложность и многогранность данного мотива, с другой — подтверждает необходимость его дальнейшего комплексного анализа.
Литература:
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989.
Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996.
Bradbury R. Twice twenty-two: The golden apples of the sun; A medicine for melancholy. New York, 1959.
Мотив становился предметом многочисленных отечественных и зарубежных исследований как в XX в., так и XXI в., что свидетельствует об устойчивом интересе ученых к данной теме. В качестве примера можно привести работы А. Н. Веселовского, Б. М. Гаспарова [Веселовский, 1989; Гаспаров, 1996].
Мотив одиночества широко представлен в художественной литературе, поскольку он не только выступает репрезентацией соответствующего эмоционального состояния героев произведений, но и являет собой сложный философский и художественный феномен, отражает внутренний мир человека, его место в обществе и мире.
Мотив одиночества является одним из ключевых в творчестве американского писателя Р. Брэдбери. В мотивной структуре сборника рассказов «Золотые яблоки солнца» («The Golden Apples of The Sun», 1953) он занимает одно из ключевых мест. Яркое развитие данный мотив получает уже в первом рассказе цикла — «Ревун» («The Fog Horn», 1951). В качестве центрального образа рассказа Брэдбери выбирает фантастический образ морского чудовища, который можно рассматривать как персонификацию чувства одиночества. Названный мотив реализуется в образах природы, окружающей действительности (дорога, океан, ночь, туман, маяк), в форме легенды старого смотрителя, во внутреннем монологе главного героя. Вслед за «Ревуном» образ ночи, а также семантически связанные с ним образы тьмы и холода, неизменно присутствуют в каждом рассказе сборника, повествующем об одиночестве и изолированности. В открывающем сборник рассказе писатель также вводит в смысловое поле цикла категорию невыразимого, которая обуславливает ситуацию отчуждения, становясь тем самым первоисточником чувства одиночества.
Заслуживает внимания и более подробное рассмотрение причин возникновения мотива одиночества в рассказах писателя. Наиболее частой причиной одиночества персонажей Брэдбери является какое-либо их отличие от других либо во внешнем облике, либо в образе жизни, которое вызывает зависть, страх и отвращение окружающих. Среди других причин, заставляющих героев добровольно бежать от общества, также упоминаются бунт и угроза войны. Писатель указывает и на причины, не зависящие от воли героев, отгораживающие их от других людей, такие как болезнь, бездетность.
Для выражения анализируемого мотива автор использует такие языковые и стилистические средства, как синонимический ряд (loneliness, isolation, seclusion, solitariness), лексический повтор, метафора. В качестве примера метафоры можно привести следующую цитату: I’ll make a voice that is loneliness itself, like an empty bed beside you all night long, and like an empty house when you open the door, and like trees in autumn with no leaves [Bradbury, 1959: 9].
Итак, проанализировав рассказы Брэдбери, мы можем утверждать, что для произведений данного автора мотив одиночества является ключевым. Не менее важными становятся варианты, в которых рассматриваемый мотив функционирует в текстах писателя. Эта особенность, с одной стороны, доказывает сложность и многогранность данного мотива, с другой — подтверждает необходимость его дальнейшего комплексного анализа.
Литература:
Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989.
Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996.
Bradbury R. Twice twenty-two: The golden apples of the sun; A medicine for melancholy. New York, 1959.